"Сплетница" фото
{{ label }}

Серена Ван дер Вудсен как образ жизни: секрет успеха сериала «Сплетница»

Избалованные детки Верхнего Ист-Сайда в свои 16 лет ходят на светские мероприятия, носят одежду от кутюр и владеют отелями.
Анастасия Седова
|
10 Июня 2021

В 2007 году телеканал The CW совместно с известными шоураннерами Джошем Шварцем и Стефани Саваж впервые познакомили мирового зрителя с жизнью золотой молодежи Нью-Йорка. «Сплетница» появилась аккурат в период зарождения и расцвета всевозможных соцсетей и блогов и поднимала важную тему сетевого буллинга и полнейшей невозможности хранить личные секреты в условиях господства Всемирной паутины. Просуществовав шесть сезонов, сериал, бьющий в больные точки тогдашних подростков, обрел статус культового. Настолько, что в 2021 году заслужил продолжение. Новая «Сплетница» начнет выходить уже в начале июля и продолжит педалировать ту же проблему интернет-анонимов на фоне разборок и интриг в уже новом поколении избалованных деток Верхнего Ист-Сайда. Ну а мы разбираемся, почему людям со всех уголков планеты так полюбились настолько далекие от них как в территориальном, так и в социальном аспектах герои старой доброй «Сплетницы».

История взросления

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала
«Верхний Ист-Сайд был похож на что-то, что я прежде читал у Фицджеральда. Подростки вели себя, как взрослые, взрослые вели себя, как подростки», – произносит в заключительном эпизоде сериала «одинокий мальчик» Дэн Хамфри.

И это невероятно точное описание первых пары сезонов «Сплетницы» от самих сценаристов. Пять основных героев (Серена Ван дер Вудсен, Блэр Уолдорф, Чак Басс, Нейт Арчибальд и Дэн Хамфри), попадающих под пулеметную очередь анонимной блогерши, печатающей обидные слухи, действительно ведут себя не под стать среднестатистическим подросткам. С 16 лет они посещают элитные вечеринки и бранчи, употребляют наркотики, общаются с другими богатеями и прочими знаменитостями, а также вовсю начинают планировать схемы распоряжения собственным трастовым фондом. В противовес этому миру грез – семейство Хамфри, дислоцирующееся в Бруклине и не отличающееся особым положением в обществе. Однако изначальная экспозиция довольно быстро начинает меняться, одних героев опуская в бедность и социальную стигматизацию, других ставя на пьедестал. И это движение сюжета, сколько бы вопросов ни возникало у зрителя к логике отдельных линий, позволяет проследить эволюцию практически всех основных персонажей и рассмотреть их с разных ракурсов.

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Казавшаяся в первом сезоне квинтэссенцией людских добродетелей светская красавица Серена Ван дер Вудсен с течением времени обнажает все больше своих нелицеприятных сторон, проявляя зависть, коварство и откровенную глупость. Ее лучшая подруга, королева школы Блэр Уолдорф, чей авторитет в начальных эпизодах подкрепляется жестокими расправами над неугодными, напротив становится человечнее, из великосветского сноба превращаясь в преданную спутницу и амбициозную бизнесвумен. Чак Басс же учится доверять другим, любить и не плести интриги за спинами близких. Добродушный растяпа Нейт – с годами обретает самостоятельность и независимость от семейства Вандербильтов (да-да, тех самых, о которых еще Пол Маккартни пел). Ну а подающий надежды писатель Дэн Хамфри открывает в себе скилл предавать друзей ради личного успеха, чтобы в последних эпизодах сериала вновь вернуться на светлую сторону. Истории взросления в «Сплетнице» развиваются не по сэлинджеровскому типу, но однозначно вдохновлены Фицджеральдом.

Нью-Йорк, Нью-Йорк

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

В отличие от тех же «Друзей», тоже рассказывавших о жизни нью-йоркцев, но абсолютно игнорировавших городскую реальность, «Сплетница» делает заметную ставку на местность. В свое время сериал спровоцировал настоящий туристический бум – все хотели посидеть на ступенях Музея современного искусства с йогуртом, как это делали Блэр и Серена, и попасть на вечеринку в отель Empire, которым по сюжету владел Чак Басс. Паломничество к знаковым для сериала местам даже сподвигло бывшего нью-йоркского мэра Майкла Блумберга увековечить в календаре городских праздников День «Сплетницы» – 26 января.

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Таймс-сквер, Центральный парк, отель «Палас», ресторан «Русская чайная комната» и другие достопримечательности города, используемые персонажами для планирования интриг, позволили «Сплетнице» с годами превратиться в настоящую энциклопедию Нью-Йорка. Каждый поклонник сериала без запинки и сомнений расскажет, чем Верхний Ист-Сайд отличается от нижнего и почему Бруклин – никакой не Нью-Йорк для манхэттенцев.

Любовь и дружба в условиях соцсетей

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Большинство сюжетных ходов и проблем, с которыми сталкиваются персонажи, довольно условны, вторичны и относятся к подростковой сфере интересов. Сериал подкупает другими аспектами, зачастую с драматургией никак не связанными. Однако есть в «Сплетнице» несколько линий, которые не могут не вызывать зрительскую эмпатию. Речь, конечно, о взаимоотношениях героев – романтических, дружеских, всяких. В мире, где за твоей жизнью денно и нощно следит какая-то анонимная блогерша, благодаря которой тайное рано или поздно становится явным, герои учатся доверять друг другу, отказываются от интриг и сплетен. Но, как выясняется, люди способны находить проблемы даже без вездесущей Сплетницы. За шесть сезонов сериал составил целый справочник взаимных претензий, которые партнеры способны предъявить друг другу. Социальное неравенство, измены, «продажа» возлюбленной в обмен на отель, зависть к таланту и успехам партнера и прочее. Страстные и роковые отношения одних героев противопоставляются тихому счастью других, но и те в один момент оказываются зыбкими и рушатся. Под конец некоторые неурядицы и предлоги, по которым герои опять почему-то не могут быть вместе, выглядят совсем уж высосанными из пальца, но от этого финальное воссоединение всех со всеми становится даже более волнительным.

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Дружба же – пожалуй, единственный здоровый элемент в этом перевернутом вверх тормашками мире Верхнего Ист-Сайда. Блэр, Нейт и Чак готовы усмирить взаимную ненависть, лишь бы вызволить свою подругу Серену из очередных неприятностей. Женская дружба показана в сериале со всеми вытекающими в виде соперничества, ревности и влюбленности в одних и тех же парней.

Мода и стиль

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала
«Я два года встречался с Сереной Ван дер Вудсен и могу отличить горчичные туфли Джимми Чу от лимонных лабутенов», – вновь процитируем Дэна Хамфри.

Спасибо, Дэн, мы тоже теперь знаем разницу. Вечерние туалеты от Valentino, свадебные платья от Веры Вонг, украшения от Cartier – у героев «Сплетницы» были лучшие образцы дизайнерских новинок тех лет. Стиль персонажей меняется от сезона к сезону, отражая изменения в характере и социальном статусе, но оставаясь при этом безукоризненно модным. Так, «королева Би» Блэр Уолдорф в первых сезонах – отличный пример стиля преппи. Она носит цветные колготки, яркие пальто и юбки чуть выше колена. Ободок – своеобразный символ власти, олицетворяющий корону и не снимаемый Блэр вплоть до поступления в колледж. В последних же сезонах героиня становится серьезной предпринимательницей, примеряя деловые образы, но не изменяя при этом яркой и свежей цветовой гамме.

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала
«Сабо – это такие уродливые деревянные ботинки. Они пытались стать модными и не смогли».
«На званных вечерах не подают красное вино – гости будут ходить по помещению и могут пролить его на одежду и мебель».

Да, помимо путеводителя по Нью-Йорку «Сплетница» становится еще и энциклопедией хороших манер и отличного вкуса – даже для тех, кто, быть может, никогда не посетит светские мероприятия Манхэттена.

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Имена нарицательные

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Серена ван дер Вудсен, Чак Басс, Дэн Хамфи и его сестра Дженни сумели перешагнуть границу, отделяющую «Сплетницу» от реального мира, и поселиться не только в сердцах поклонников, но и в массовой культуре. Имена персонажей давно стали нарицательными и используются в других произведениях в качестве символов образа жизни и определенных черт характера.

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

«Я – Чак Басс», – кто-то наверняка подсчитывал, сколько раз персонаж «Сплетницы» произносит эту фразу в сериале, будто она носит некий сакральный подтекст. Но это сработало – словосочетание «Чак Басс» даже за пределами сериала начало обозначать что-то вроде «хитрый и развращенный мужчина, добивающийся цели любыми способами».

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Серена Ван дер Вудсен тоже шагнула в повседневную речь зрителей – как образ сияющей звезды, ведущей роскошный образ жизни. Именно в таком контексте этот персонаж «Сплетницы» упоминается, к примеру, в недавнем сериале «Эмили в Париже».

Ну а в честь «одинокого мальчика» Дэна и его сестры «малышки Дженни» даже придумали тематические коктейли. Их подают в том самом отеле Empire, а называются они ровно так же – «Lonely Boy» и «Jenny’s Tartlet».

Отсылки к поп-культуре и звездные камео

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Диалоги героев четко прописаны под каждого действующего персонажа, учитывая его кругозор и мировоззрение. Речь местных интеллектуалов Дэна и Блэр, к примеру, изобилует отсылками к литературе и классическому голливудскому кино: они читают Фолкнера, пересматривают «Окно во двор» Хичкока и ходят на экспозиции Мане. С персонажем Блэр связана и целая серия забавных реминисценций, эксплуатирующих ее любовь к героиням Одри Хепберн. Внутренние переживания девушки на протяжении всех сезонов передаются через сны, в которых сама Блэр примеряет на себя образы Хепберн из «Завтрака у Тиффани», «Римских каникул» и других известных лент.

"Сплетница" фото
"Сплетница"
Фото: Кадр из сериала

Окружая себя интертекстом с помощью отсылок к массовой культуре и произведениям искусства, «Сплетница» не забывает, что существует внутри важного современного дискурса. Сериал не образует вокруг себя культурный вакуум и не замыкается внутри собственных сюжетных линий, которые, скажем честно, в нем далеко не самое главное и не самое сильное. Напротив, «Сплетница» активно вписывает себя в реальный мир с помощью натурных съемок в знаковых для Нью-Йорка местах и приглашения знаменитостей, которые исполняют здесь роли самих себя. К свадьбе с принцем Луи Блэр наряжает сама Вера Вонг, на местных вечеринках то и дело играют Леди Гага, St. Vincent и Florence and The Machine, а Чак Басс ведет дела ни много ни мало с самой Иванкой Трамп (хотя Трампы вообще славятся своей актерской карьерой). Благодаря большой работе продюсеров по привлечению в проект столь узнаваемых исполнителей эпизодических ролей «Сплетница» и сама кажется гораздо более реальной, чем среднестатистический подростковый сериал, а ее персонажи обрастают собственным культурным кодом и вписывают себя в подлинную историю Нью-Йорка.

{{ label }}

Новости партнеров