«Роман служанки» (2021), реж. Ева Хассон фото
{{ label }}

«Роман служанки»: откровенный, но скучный фильм о свободе духа

Жизнь английской девушки в трех медленных главах: от служанки и любовницы – к знаменитой писательнице.
Ольга Маршева
|
01 Апреля 2022
2021
драма, мелодрама
Режиссер Ева Хассон
Германия, Великобритания
IMDb5.9
Кинопоиск5.6
6.1

22-летняя Джейн – служанка в большом поместье Нивенов: ее хозяева вечно печальны и рассеянны. Первая Мировая забрала у них обоих сыновей, на войне погибли и все другие молодые люди, жившие по соседству. Все, кроме одного: ушастый, но обаятельный Пол вернулся домой живым, и невредимым (хотя и с глубоким чувством вины). Именно с Полом Джейн поддерживает любовную связь последние семь лет – никто об этом, конечно, не знает, потому что обслуга аристократу не ровня. Но Пол вот-вот женится на девушке с богатым приданым, и приглашает Джейн провести последний день вместе. В огромном поместье с картинами и старинными книгами они будут долго заниматься любовью и много курить. Потом Пол уедет, сказав Джейн, что дом в ее распоряжении. И пока она голышом будет бродить по огромным залам с тяжелыми люстрами, ее любовник на полной скорости въедет в дерево – никто так и не узнает, было ли это случайностью, или самоубийством.

«Роман служанки» (2021), реж. Ева Хассон
Фото: Кадр из фильма

Это трагическое событие — всего лишь отправная точка истории Джейн: освободившись от безнадежных отношений, она перезапустит всю свою жизнь. Для начала уволится с унизительной должности и устроится работать в маленький книжный магазин. Влюбится в философа-бородача, и начнет писать собственную историю, став со временем знаменитой писательницей.

«Роман служанки» (2021), реж. Ева Хассон
Фото: Кадр из фильма

«Роман служанки» (2021) – экранизация новеллы Грэма Свифта «Материнское воскресенье», и российские прокатчики, поиграв с названием популярного сериала «Рассказ служанки», намеренно вводят зрителя в заблуждение. Да, здесь тоже про добровольно-принудительный секс, и Одесса Янг в роли Джейн носит строгую форму и чепчик. Впрочем, ей больше идет отсутствие этого самого чепчика, как и всего остального: Одесса много и с удовольствием позирует обнаженной, да и не только она (камера не отворачивается стыдливо и от голого Пола). Но фильм Евы Хассон, как и роман Грэма Свифта – не о свободе тела, а о свободе духа: Джейн, как Роуз из «Титаника», проживает свою жизнь максимально ярко, в память о событии ее юности, которое изменило все. В финале Джейн почти сто лет, журналисты толкутся у ее дома с глупыми вопросами, а она машет на них рукой, говоря, что никакие литературные премии не играют для нее никакой роли (точно так же и Роуз выбросила свое сапфировое сердце в океан, со словом «Упс!») Потому что жизнь она прожила не для кого-то или чего-то, а только и исключительно для себя.

«Роман служанки» (2021), реж. Ева Хассон
Фото: Кадр из фильма

Вот только жаль, что историю Джейн непросто осилить до конца – она очень медленная, слишком меланхоличная, и вязкая, как английские болота. Понятно, что Грэм Свифт вдохновлялся романами Вирджинии Вульф – прежде всего «Миссис Дэлоуэй», действие которого тоже происходит в течение одного дня. Но таланты двух писателей, при всем уважении к Свифту, несопоставимы, а экранизировать невозможно ни того, ни другого. Поэтому почти половину фильма главная героиня просто шатается по поместью голышом, перебирая стопки книг, или смотрит в никуда, изображая работу мысли. А мы все ждем и ждем, когда в кадре снова мелькнет седой Колин Ферт в роли мистера Нивена – пусть он играет далеко не любовника, но его присутствие – единственное, что по-настоящему бодрит и вызывает хоть какие-то эмоции.

{{ label }}






Новости партнеров

популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.