Со 2 ноября в прокате идет авантюрная, как указано на постере, комедия «Пять процентов» с, пожалуй, лучшим актерским дуэтом, который мы видели за последние годы в нашем кино. Главные роли в фильме исполняют Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков, впервые за столько лет карьеры оказавшиеся в одном кадре. И, надо признать, химия между ними просто фантастическая. Но обо всем по порядку.
Николай Фомич Ферапонтов (Юрий Стоянов) – некогда скульптор-монументалист и «классик соцреализма», а ныне дряхлеющий старик, позабытый всеми в своей пыльной мастерской. Жена от него давно ушла, сын вырос пропойцей и нахлебником, а единственная внучка Дуся («Ну, какое же дурацкой имя!» – не устает повторять Николай Фомич) наведывается лишь для того, чтобы стрельнуть у деда деньжат. Из прочих гостей на пороге мастерской периодически появляются местные бандиты, которым Ферапонтов обещал сваять памятник их почившего босса, да так и не начал работу, и некий искусствовед Мясоедов (Дмитрий Лысенков). Последний рыщет по мастерской в поисках бессмертного наследия скульптора, ищет что-то эдакое и – о, чудо! – находит.
Где-то в недрах темной кладовой, набитой мусором и хламом, искусствовед Мясоедов находит полотна неслыханной художественной ценности. Неужели скульптор Ферапонтов еще и художник? Почесав в затылке, Ферапонтов утвердительно качает головой: «Да, я написал».
Дальше события развиваются стремительно: Ферапонтов на всех экранах, во всех новостях, он – мировая сенсация! С выставкой своих гениальных работ он едет в Израиль, где встречает старого знакоого Крохина (Виктор Сухоруков), который бежал от советской власти и теперь зовется Нахимсон. Именно он когда-то давным-давно и оставил у Ферапонтова эти картины и теперь справедливо требует свою долю.
Пусть на постере и красуется многозначительное «авантюрная комедия», но на деле «Пять процентов» оборачивается не то тягучей трагикомедией, не то и вовсе питерской хандрой по прошлому. Бесконечно обаятельный Ферапонтов давно вышел в тираж и так бы и сидел в спертом воздухе своей мастерской, если бы не экзальтированный искусствовед-делец.
Зачем он присвоил чужие работы? Ну, а что ему было терять? Здесь и правда отчетливо ощущается привкус авантюры, но дальше все разворачивается с театральной вдумчивостью, печальной рефлексией и местами по-хулигански абсурдным юмором. Что ни персонаж, то фонтан острот, что ни встреча – все аттракцион. Одна только сцена, где Ферапонтов на погосте криминального авторитета примеряет позы для будущего памятника – шедевр абсурда, вызывающий слезы и невротическую улыбку.
Ко всему прочему, оказывается, что господин Крохин (он же Нахимсон) тоже эти злополучные картины не писал. Истинный творец или сгинул в богадельне много лет назад, или того хуже – оставил наследников. И пока нерадивые аферисты Ферапонтов и Крохин из кожи вон лезут лишь бы как-то устаканить эту неурядицу, фарс перерастает все мыслимые масштабы.
Артисты давно дружат, но сняться в одном проекте довелось впервые. У обоих за плечами по доброй сотне фильмов и десятки культовых ролей. Кажется, что дай этим двоим даже самых бездарный сценарий – они и его сделают гениальным. «Пять процентов» – история далеко не бездарная. В ней есть и глубина, и драма, и неприкрытая сатира, и флер безумия, и классика ленинградской школы, и душа. Поэтому то, что получилось хорошо, в общем-то, не секрет. Эти люди в принципе плохо не умеют.
Можно сколько угодно распыляться в комплиментах (совершенно заслуженных, кстати), но стоит вам лишь однажды увидеть как Стоянов и Сухоруков, стоя на коленях дуэтом блюют в ванну – вы не сможете перестать истерически ржать, прости господи (не волнуйтесь, все снято, что называется, со вкусом).
«Пять процентов» – это не классическая авантюрная комедия, да и, пожалуй, не комедия вовсе. Да, это местами откровенно грустно, а местами до колик смешно. Это сладкий бальзам на душу любому зрителю. Смесь теплой ностальгии, неспешного повествования и взрослого, но без пошлостей, юмора. И бонусом – сшибающий с ног актерский состав (кроме озорников Сухорукова и Стоянова там еще есть на кого посмотреть).