«Приходи на меня посмотреть» (2000) фото
{{ label }}

«Приходи на меня посмотреть»: неидеальная новогодняя сказка для идеального праздника

Режиссерский дебют Олега Янковского о превратностях любви и новогодних чудесах.
Ксения Щетинина
|
20 Декабря 2021

Фильм «Приходи на меня посмотреть» в этом году отметил свой 20-летний юбилей. Впервые он вышел в январе 2001 года. В том же году на кинофестивале «Окно в Европу» стал победителем конкурса «Выборгский счет». В основу сюжета легла пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала…», которую ставили в МХТ им. А.П. Чехова, а после премьеры фильма пьеса разлетелась по городам, и ее до сих пор можно найти в репертуарах некоторых театров.  

Предновогодние дни. Татьяна (старая дева за 40) живет в московской квартире со своей больной мамой Софьей Ивановной. В праздничной хандре мать переживает, что единственная дочь так и не нашла семейного счастья. И вот за неделю до Нового года Софья Ивановна заявляет, что уж близок ее час и она чувствует, что через 2-3 дня ее не станет. Единственное желание перед смертью – знать, что дочь счастлива, что не одинока. И тут как по волшебству (а как иначе в новогодней истории?) раздается стук в дверь. Татьяна открывает – на пороге стоит Игорь с букетом цветов и шампанским. Он ошибся адресом (а мы уже знаем одного мужчину, который ошибся адресом перед самым Новым годом), но Татьяна решается на отчаянный шаг, чтобы успокоить мать. Она заводит незнакомца в квартиру и представляет его как своего давнего ухажера. Игорь вынужден подыграть. Но на этом спектакль не заканчивается и с каждым новым словом только набирает обороты. 

«Приходи на меня посмотреть» (2000) фото
«Приходи на меня посмотреть» (2000)
Фото: Кадр из фильма

Для Олега Янковского это не только главная (единственная) мужская роль в фильме, но и режиссерский (тоже единственный) опыт. Режиссерское кресло с ним разделил Михаил Агранович – признанный мэтр операторского искусства («Ищите женщину», «Маленькие трагедии», «В круге первом», «Иван Денисович»), для которого это также стало дебютом в качестве постановщика. Однако на этом дебютанты в «Приходи на меня посмотреть» не заканчиваются – в фильме впервые появляется Иван Янковский в эпизодической роли хулигана. 

Картина не вызвала бурной реакции и не стала культовой, но в предновогоднем телевизионном винегрете его исправно вставляют где-то между «Иронией судьбы» и «Чародеями». В суете он проходит незаметно, и многие о нем даже не знают. А зря.

Уютное камерное кино

«Приходи на меня посмотреть» (2000) фото
«Приходи на меня посмотреть» (2000)
Фото: Кадр из фильма

Действие в «Приходи на меня посмотреть» происходит в уютной старомодной квартире. Сразу становится понятно, что живут здесь люди интеллигентные – телевизора нет, по вечерам читают Диккенса вслух, на полках множество книг, фамильные драгоценности хранят на антресолях, над столом висит абажур, а в углу притаилось пианино. Эдакое тихое убежище прошлого – буквально все здесь дышит двадцатым веком. И вдруг в это пространство врывается современный Игорь. У него есть и телевизор, и личный автомобиль, и даже мобильный телефон (это в 2001 году!), не говоря уже о даче на Канарах. 

С появлением Игоря уютное жилище словно становится еще меньше. Давно здесь не было мужчины, да и ему тут будто нет места. Героям тесно, они постоянно толкаются в дверных проемах, но постепенно неловкости становится все меньше, а Игорь все более органично смотрится подле стола Софьи Ивановны. Такой теплой и уютной квартирки герой, судя по всему, давно не видел – и такой искренней радости от его прихода тоже. 

С появлением еще одной героини (оставим интригу для тех, кто не смотрел) теснота квартиры вновь играет только на пользу героям – они вынуждены быть так близко друг к другу в этом запертом пространстве, что сближаются по-настоящему. 

Совершенство в недостатках

«Приходи на меня посмотреть» (2000) фото
«Приходи на меня посмотреть» (2000)
Фото: Кадр из фильма

Нельзя сказать, что эта история такая уж гладкая. Во-первых, ну как это так Игорь перепутал адрес? И чего ради согласился на эту авантюру с обманом Софьи Ивановны? Да и неужели сама Софья Ивановна такая наивная старушка, что верит этому неловкому спектаклю? 

Есть вопросы и к Олегу Янковскому. Не к игре, кончено. К игре вообще вопросов быть не может с таким-то актерским составом. А вот к режиссерской работе – есть. То одна сцена словно скомкана, то в другой актеры как-то неудачно разошлись. 

Да и, будем честными, с самого начала, когда маленький Иван Янковский бросает банановую кожуру, мы уже догадываемся, что на ней кто-то поскользнется и это будет судьбоносно. 

Но все эти недоработки и сомнения почему-то не работают во вред. Они никак не портят эту неправдоподобную (как и все новогодние сказки) историю. Все эти мелочи складываются в совершенно очаровательный фильм, который наполнен новогодним волшебством, любовью и надеждой. И, кажется, что большего в праздники и не нужно. 

{{ label }}