В апреле 2022 на экраны выходит фильм Евгения Григорьева «Подельники». Григорьев хорошо известен в кругах документального кино («Про рок», «Человек неунывающий» и тд.) и вот режиссер-документалист взялся за кино игровое. Главные роли в его дебюте сыграли Юра Борисов, Лиза Янковская и Павел Деревянко. Фильм еще не успел добраться до зрителя, а уже разжился наградами. Павел Деревянко взял Приз им. Олега Янковского за Лучшую мужскую роль кинофестиваля «Кинотавр». А чуть позже сам Григорьев получил Премию Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ в номинации «Режиссер года».
Провинциальное село, окруженное бесконечными снегами – суровый таежный край. Сюда возвращается Петя. Когда-то он был перспективным биатлонистом, но сейчас вернулся в родные края, чтобы работать физруком. С собой Петя привез жену Настю – жительницу большого города. Ближайшим соседом Пети по улице оказывается Витя Людоед – вор, дебошир, уважаемый в селе человек и чуть ли не шаман. Во время очередной попойки Витя убивает местного художника за оскорбление. Тут так принято – за свои слова нужно отвечать, пусть и головой. Все жители знают, что Людоед убийца, но никто ничего не делает и преступник остается на свободе. И только одному человеку это не дает покоя – сыну убитого. 10-летний Илья полон решимости отомстить за отца и хочет убить Людоеда. И в этом деле у него появляется подельник – физрук Петя.
Место действия — маленькое село, затерянное где-то в снегах. Виды, конечно, живописные. Да вот только за этой красотой разбитая и скупая действительность. Житье в селе такое, как и везде в деревнях — все друг про друга все знают. Знают тут и про Витю Людоеда. Но жизнь здесь и так нелегкая, лишние проблемы никому не нужны. Поплакали, помянули — и живут себе. И Витя живет.
У местных детей нет никаких обозримых перспектив в жизни, разве что тюрьма или побег из этого богом забытого места. Перед глазами у них нет никаких положительных примеров. У кого-то отец сидит в тюрьме, у кого-то беспробудно пьет. Поэтому дети с самого нежного возраста уже знают про жизнь «по понятиям» и право сильного. 10-летний Илья из интеллигентной семьи — папа художник, а мама учительница иностранных языков. Его воспитывали под звуки классической музыки и он рос нежным и чутким мальчиком. До тех пор пока у него не отняли папу. В юном сердце разгорелась такая жажда справедливости, что он задумал убийство. До потери родителя Илья был словно защищен от суровых правил местной жизни. Он их не принимал, как не принимал и свежую свиную кровь, которую ему давал пить сосед для крепости здоровья. Он и так был здоров. Но, оставшись безотцовщиной, Илья стал уязвим, и ему пришлось вступить в игру.
История о такой вопиющей безнаказанности кажется выдумкой. Ну, как же так может быть, что люди знают правду и ничего не делают? Может. В отдаленных регионах, в захудалых деревеньках так оно обычно и бывает. Евгений Григорьев как опытный документалист не просто рассказывает историю, но показывает и исследует реальную жизнь, вскрывает болезненные темы. Сюжет основан на реальных событиях, как ни прискорбно. И это не единственная правда в фильме. «Подельников» снимали в настоящих снегах в селе в мороз под -40. Поэтому мир на экране выглядит таким живым, таким осязаемым. Буквально, чувствуется запах деревенского дома, сырой рыбы и топленой бани.
Но кроме документально-правдивой части, есть еще художественно-чувственная. Григорьев использует сельские пейзажи, чтобы воссоздать картины Брейгеля на экране (помнится, еще одним любителем Брейгеля был Тарковский). А Брейгель никогда не славился своей жизнерадостностью. Его полотна только с виду простые и незамысловатые, но стоит всмотреться в детали, как пахнет мерзлой грустью. Так и Григорьев, только с виду такой простой, но стоит копнуть глубже и оказывается, что каждая деталь в фильме на что-то работает, о чем-то говорит, подсказывает и объясняет внутреннее мироустройство.
Каст у фильма сильный и звездный, но больше всего хочется говорить именно о Деревянко. Павел — артист со стажем. В его фильмографии больше сотни работ. Есть среди них особенно удачные вроде Славика из «Беспринципных», есть почти никому неизвестные, есть проходные, как и у любого артиста. Но большая их часть — это роли комедийные. А тут серьезная драматическая!
Роль Вити Людоеда — непростая задача. Пусть Витя и убийца, но назвать его абсолютным злом сложно. Он лихой и дерзкий, смелый и сильный. Жизнь Вити явно не была легкой, но это не сломало его. Несмотря на жестокость, ему не чужды светлые искренние чувства. Он харизматичен и пугающ одновременно.
Деревянко удается оживить Витю. Он словно невзрачный камень, который подставили под лучи солнца и он заиграл красками, заискрил и обнажил все свои замысловатые грани. Невозможно оторваться от Вити Людоеда. Он не плохой и не хороший, он словно потерянный. На празднике, когда Витя дерется с Петей он паясничает, покачивается из стороны в сторону, медвежьими движениями обрушивается на физрука. Эти медвежьи повадки проскальзывают сквозь всю его историю. Он словно сам как медведь-шатун, неприкаянный, одинокий и не вовремя появившийся.
«Подельники» — кино противоречивое. Кажется, еще одна история о том, как тяжела жизнь русской деревни. Но на деле фильм оказывается намного глубже. Его хочется пересмотреть, разглядеть получше, увидеть со всех сторон. Это та редкая ситуация когда и искушенный киноман получит удовольствие, и массовому зрителю будет интересно.