Кадр из фильма «Пила: Спираль», кино
Кадр из фильма «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

«Пила: Спираль» в ловушке: продолжение знаменитого хоррора не выдерживает испытания

Мягкий перезапуск успешной серии хорроров попытался освежить историю, но что-то пошло не так.

Любите ли вы «Пилу» так, как люблю ее я? Нравится ли вам смотреть, как харизматичный маньяк заставляет своих жертв проходить жестокие испытания, чтобы доказать свое стремление измениться? Тогда вы наверняка ждали новую часть, обещавшую вдохнуть в серию новую жизнь. 

Трейлеры хвастались Крисом Роком и Сэмюэлом Л. Джексоном в главных ролях, новым загадочным злодеем и свежими ловушками, ставшими визитной карточкой «Пил». В режиссерском кресле — Даррен Линн Боусман, снявший самые удачные сиквелы оригинальной серии, что позволяло надеяться на уверенную постановку знатока франшизы.

Кадр со съемок «Пила: Спираль», кино
Кадр со съемок «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

Получившийся фильм действительно сложно назвать плохим. Он любопытно перетряхивает устоявшиеся шаблоны, выглядит дороже своих предшественников и стремится отойти от своего наследия, на которое так много зрителей смотрели свысока. 

Чтобы этот ход сработал, «Спирали» была нужна захватывающая и неглупая история

Отрезать лишнее и пришить новое

Кадр из фильма «Пила: Спираль», кино
Кадр из фильма «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

«Спираль» начинается кроваво, чтобы зритель ни в коем случае не засомневался, на что он пришел. Ловушка, коронная фраза «Я хочу сыграть в игру», ставшая известной далеко за рамками серии, жертва с сомнительным прошлым. Готов ли полицейский вырвать себе язык, чтобы искупить вину за ложные показания в суде, которые он давал в прошлом? Классический задел для «Пилы».

Позже, однако, становится понятно, зачем фильму такое эффектное начало. Он надолго отходит от своих хоррорных истоков, уступая место относительно серьезному детективу. «Спираль» старается следовать примеру самого первого фильма серии — минимум ловушек, относительно немного крови и расчлененки (за исключением некоторых сцен, она больше подразумевается, чем показывается в лоб), акцент на общей интриге.

Крис Рок играет стандартную роль детектива Бэнкса, ругающегося с начальством, не желающего работать с напарниками и несущего бремя тяжелого прошлого. Он показывает высокий уровень повседневной мизогинии, сыпет сомнительными шутками, но требует сочувствия — у Бэнкса напряженные отношения с отцом (Сэмюэл Л. Джексон), а с женой он развелся, не сумев совместить работу и семейную жизнь. Когда на горизонте появляется подражатель Пилы, главного антагониста серии, и начинает убивать полицейских, Бэнкс погружается в расследование.

Кадр из фильма «Пила: Спираль», кино
Кадр из фильма «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

Помимо первой части «Пилы», «Спираль» замахивается на «Семь» Дэвида Финчера, чего режиссер Даррен Линн Боусман не скрывал с самого анонса картины. Сама по себе это не самая плохая затея : «Джокер» фактически был смесью «Таксиста» и «Короля комедии» Мартина Скорсезе, и, хотя не мог похвастаться высокой художественной ценностью, удачно прошел в прокате и сумел найти какую-никакую самобытность. 

Кадр из фильма «Пила: Спираль», кино
Кадр из фильма «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

«Спираль» — совсем другой экземпляр. Она боится выходить за рамки полуторачасового развлекательного фильма, второстепенные линии здесь появляются так же быстро, как исчезают. Фильм не дает персонажам «дышать» и раскрыться, боится оставить зрителя наедине с их эмоциями. Герои постоянно куда-то бегут или едут, разговаривают на повышенных тонах, неловко обмениваясь экспозиционными диалогами. Сложно не засмеяться, когда начальница Бэнкса во время ссоры ни с того ни с сего называет полное имя его отца и вкратце объясняет, чем тот известен в участке: люди так не разговаривают, перепалки звучат не так. Какой уж тут серьезный и реалистичный детектив. 

Странные монтажные решения вредят интриге еще больше. События «Спирали» перемешаны, но лишь немного, так что ощущения специально задуманного нелинейного повествования нет. 

Несколько раз мы видим последствия экзекуций раньше, чем собственно процесс. С одной стороны, это должно помогать нам увидеть происходящее глазами главного героя, с другой — вся интрига эпизодов с ловушками улетучивается. Мы знаем, что персонаж проиграет в жестокой игре, а значит сюжетно кровавая расправа не имеет никакой ценности. 

Кадр из фильма «Пила: Спираль», кино
Кадр из фильма «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

Да и любители ловушек вряд ли найдут для себя что-то интересное. Они потеряли в эффектности, их мало, а, чтобы заманить в них жертв, злодей, кажется, слишком полагается на то, что его план пойдет в точности, как он того ожидает. Поклонники серии привыкли к условностям, но они совершенно не вяжутся с новой концепцией.

Однако от неудачных решений не застрахован никто, и их вполне могут перевесить достоинства.

«Я хочу сыграть в игру»

Кадр из фильма «Пила: Спираль», кино
Кадр из фильма «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

«Спираль» действительно кажется более современным и актуальным фильмом. Она заигрывает с темами полицейской жестокости и лицемерия, которые так противны главному герою, вроде бы честному копу в заведомо враждебном окружении. Он подозревает практически всех коллег, и у него есть для этого все основания — ему уже один раз пришлось сдать нечистого на руку напарника.

Довольно быстро становится понятно, что Бэнкс и сам не святой. Он спокойно работает за спиной у начальства, не чурается пыток свидетелей и в целом готов пойти на многое, чтобы добиться своей цели. Неплохой простор для моральных дилемм. 

Кадр из фильма «Пила: Спираль», кино
Кадр из фильма «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

К сожалению, это как будто не очень интересует фильм. Он полностью полагается на детективную интригу, у которой плохо получается удерживать внимание, хотя бы потому, что подозревать в злодействах в истории особо некого. 

Важные темы «Спираль» исследует по верхам, в конце скатываясь в традиционное «система плоха, но радикально с ней борются только безумцы». То, что могло сделать «Спираль» интересным высказыванием, быстро становится неважным, уступая дорогу традиционным для серии сюжетным сюрпризам, проигрывающим даже не самым выдающимся частям «Пилы». 

Кадр из фильма «Пила: Спираль», кино
Кадр из фильма «Пила: Спираль»
Фото: "Централ Партнершип"

Это не значит, что фильм получился совсем плохим. Его можно спокойно и даже с интересом посмотреть вечером в хорошей компании или даже в одиночестве, если душа просит бесхитростных развлечений. Только не стоит ждать гениального детектива или кровавой феерии — и то и другое в этот раз получилось посредственно.

И держитесь подальше от русского дубляжа — кривоватый перевод, бьющее по ушам сведение дорожек и откровенно неудачные попытки повторить манеру разговора отдельных персонажей могут убить все удовольствие от и так не хватающего звезд с неба фильма. А поскольку в кинотеатрах «Спираль» решили не показывать на английском с субтитрами — идите на свой страх и риск.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров