«Пассажиры», реж. Карен Оганесян, фото
«Пассажиры», реж. Карен Оганесян
Фото: Кинопоиск

«Пассажиры»: философский сериал о переходе в загробную жизнь

Камерная мистическая драма от создателей «Эпидемии» со звездным актерским составом. Казалось, что могло пойти не так?
Иван Афанасьев
|
03 Июня 2021

Андрей – водитель потустороннего такси, доставляющего души умерших на тот свет после, собственно, непосредственной кончины. Функции Харона российского розлива, в перерывах уплетающего кофе с хот-догами на заправках, он совмещает с ролью последнего священника в жизни (или, точнее, смерти). Каждый попавший к нему человек должен покаяться и отпустить какой-то особо тяжкий груз, связывающий душу с бренным миром, чтобы отправиться в гипотетический рай или ад. В его жизни, правда, как и положено, тоже не все определенно, включая тот факт, что, в отличие от невидимых «пассажиров», его окружающие почему-то видят вполне отчетливо.

«Пассажиры», реж. Карен Оганесян, фото
«Пассажиры», реж. Карен Оганесян
Фото: Кинопоиск

«Пассажиры» мог стать первым российским сериалом, получившим зарубежную адаптацию (а не наоборот). Идея потустороннего перевозчика, а заодно и врачевателя больных человеческих душ, универсальна и легко реализуется в любой стране – хоть России, хоть США, хоть Кот д’Ивуаре. Этому способствует и личина Кирилла Кяро в роли Андрея, одного из наиболее узнаваемых на Западе российских актеров благодаря, как минимум, успеху «Эпидемии» (авторы которой участвовали в создании «Пассажиров»). Но есть миллион вполне прозаичных причин, почему этого не случилось, и ключевая из них – слегка одноразовая, но вполне эффектная задумка получила весьма посредственную реализацию.

«Пассажиры», реж. Карен Оганесян, фото
«Пассажиры», реж. Карен Оганесян
Фото: Кинопоиск

Отчасти «Пассажиров» можно сравнить с другим шоу про исцеляющие душеизлияния – «Пациенты» с Гэбриэлом Бирном, о психологе, который помогает своим подопечным, но не может помочь самому себе. Параллелей немало: вместо кабинета – микроверсия Чистилища, вместо невротичного мозгоправа – невозмутимый водитель загробного катафалка, вместо лечения душ для лучшей жизни – исцеление перед вечной. Вот только там формат камерного сериала разыгрывался в трех сезонах в сотню-полторы коротких эпизодов из жизни каждого пациента. Времени более чем достаточно. «Пассажиры» позволить себе такой хронометраж не может, а потому ограничивается самым поверхностным слоем.

«Пассажиры», реж. Карен Оганесян, фото
«Пассажиры», реж. Карен Оганесян
Фото: Кинопоиск

«Зачем ты ее убил?», «зачем ты стрелял?», «почему ты изменила?»; кажется, эти строчки взяты из очередного «Бандитского Петербурга» или «Мылодрамы», но нет, на таком уровне тут находится философский дискурс. «Пассажиры» затрагивает не самые простые темы (шовинизм, детская жестокость), но говорит о них буквально в двух словах, на уровне какой-нибудь «аналитики для чайников» в женском журнале. Должно быть, кому-то хватает такого нехитрого психоанализа, чтобы получить удовольствие (все-таки сериал был продлен на второй сезон). Но этому «глубокому», на первый взгляд, шоу не хватает как раз глубины. Работая на достаточно широкую публику, оно оказывается удивительно узколобым.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров