«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Миядзаки – главный режиссер-аниматор нашего времени, и вот почему

Понятие «авторская анимация», ранее применимая только к советским мультфильмам, теперь ассоциируется только с Хаяо Миядзаки.
Ольга Маршева
|
13 Июня 2021

В повторный прокат вышел мультфильм «Рыбка Поньо на утесе», поздний шедевр Хаяо Миядзаки. Снова стало очевидно, что и на девятом десятке Миядзаки — главный режиссер-аниматор нашего времени. Пытаемся разобраться, почему так.

Мы все смотрели «Моего соседа Тоторо». Ну хорошо, смотрели не все, но точно знаем, как выглядит Тоторо — огромное улыбающееся чудо-юдо под крошечным зонтиком. Кто-то слышал про «Ведьмину службу доставки», кто-то — про «Унесенных призраками». Словосочетание «авторская анимация», еще несколько десятилетий назад применимая только к советским мультфильмам, теперь ассоциируется исключительно с Хаяо Миядзаки.

«Рыбка Поньо на утесе», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Рыбка Поньо на утесе», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Это произошло почти незаметно. Сначала мы смотрели только «Варежку» Романа Качанова, «Ежика в тумане» Юрия Норштейна, «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука. Потом открыли для себя Америку, то есть продукцию диснеевской студии (автор еще помнит змеевидные очереди вокруг кинотеатра «Россия» — он же «Пушкинский» — когда «давали» диснеевскую «Белоснежку и семь гномов»).

«Мой сосед Тоторо», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Мой сосед Тоторо», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

А потом пришел Миядзаки и всех победил. Россию он победил, кажется, как раз своими детскими мультфильмами — «Тоторо» и «Ведьминой службой доставки». Америку — «Порко Россо», отдаленно напоминающей «Касабланку», и «Унесенными призраками», получившими «Оскар» как лучший анимационный фильм года. Вдруг оказалось, что ничего простодушнее и романтичнее мы не видели много лет. В любом фильме Миядзаки истины просты и вневременны, без оглядки на политическую ситуацию и экономические кризисы. Ребенок не должен быть одинок, мама должна выздороветь, поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, дом там, где сердце.

«Ведьмина служба доставки», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Ведьмина служба доставки», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Миядзаки — бесконечный идеалист в нашем циничном мире. Он не подстраивался под текущую повестку, а снимал то, что волновало его, шестилетнего. Даже самые взрослые его мультфильмы вроде «Принцессы Мононоке» апеллируют не к взрослым, а к детским страхам, которые и есть настоящие. Да и волшебство в его мультфильмах есть самое что ни на есть бытовое. Родители главной героини в «Унесенных призраками» превращаются в свиней, потому что набрасываются на бесплатную еду, как свиньи.

13-летняя ведьма Кики проходит обряд инициации (читай, взросления), отправляясь жить в обычный мир людей. Пятилетний малыш впервые влюбляется, и сила его чувства превращает рыбку Поньо в девочку.

«Ходячий замок», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Ходячий замок», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Интересно, что такой тонкий и чуткий в своих мультфильмах Миядзаки, имел немало проблем с собственными детьми в реальной жизни. Хотя, с другой стороны, это обычная история. Миядзаки по сути приватизировал студию Ghibli, отказался делегировать свои обязанности кому-то другому. Когда его собственный сын Горо Миядзаки начал снимать «Сказания Земноморья», это привело к тому, что отец отказался с ним разговаривать. Как там, в «Обыкновенном чуде»: «Все мы, изверги, на одно лицо».

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Лучше, конечно, ничего не знать о волшебниках, которые дарят нам свою магию. Поэтому Миядзаки навсегда останется для нас тем мальчиком, что мечтал о небе и облаках, верил в лесных духов, и в то, что сердце всегда ведет в правильном направлении.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров