«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу, кино
{{ label }}

«Митчеллы против машин»: семейные ценности, какими мы их еще не видели

Кажется, фильмы «Дисней» и «Пиксар» стали золотым стандартом компьютерной анимации, тогда как остальные студии только и делают, что пытаются их нагнать. Но продюсеры Фил Лорд и Кристофер Миллер выбрали другую тактику.
Никита Лазаренко
|
30 Июня 2021
Митчеллы против машин
The Mitchells vs the Machines
2020
комедия, фантастика, приключения, семейный
Режиссер Майкл Рианда, Джефф Роу
Канада, США, Гонконг
IMDb7.7
Кинопоиск7.6

Массовый кинематограф, особенно детский, много говорит о семейных ценностях. Чаще всего семья подается как важная часть жизни, которую надо ценить, несмотря на все проблемы и сложности. Хотя, если почитать рассказы наших сверстников о походах на психотерапию, кажется, что в некоторых случаях о семейных отношениях впору снимать ужастики, а не милые комедии. Но сказки о любви родителей и детей — одна из самых беспроигрышных тем для мультфильмов.

С этой точки зрения новому фильму Фила Лорда и Кристофера Миллера, продюсеров «Человека-паука: Через вселенные», режиссеров «ЛЕГО фильма» и несостоявшихся постановщиков «Хана Соло», сказать особо нечего. Все это мы проходили: в центре сюжета — напряженные отношения между отцом и дочерью, которые после тяжелых совместных приключений начинают ценить и лучше понимать друг друга. Никаких нюансов, тонкостей и разбора по-настоящему сложных ситуаций вы не увидите. 

Тем не менее «Митчеллы против машин» уже который месяц висит в топе просматриваемых фильмов «Нетфликса», продолжая привлекать зрителей. 

Вернули мультипликацию в мультфильм 

«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу, кино
«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу
Фото: Кадр из фильма

Влияние Лорда и Миллера в «Митчеллах» чувствуется сразу, хотя на проекте они ограничились продюсерскими функциями. Помните потрясающий визуальный стиль «Человека-паука: Через вселенные»? «Митчеллы» умудряются быть менее «кричащими» и не такими нарочито экспериментальными, но в то же время сложными технически и больше похожими на классические американские мультипликационные сериалы. Неслучайно режиссер фильма Майкл Рианда до этого работал над «Гравити Фолз».

Сам Рианда признается, что мягкий рисованный стиль «Митчеллов» оказался для Sony Animation особенно трудным — компьютерной анимации приходится нелегко, когда речь заходит о округлых краях, свойственных ручному рисунку. «Если «Через вселенные» был живым комиксом, то «Митчеллы» — живой книжной иллюстрацией» — говорит он.

«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу, кино
«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу
Фото: Кадр из фильма

Как и любое удачное визуальное решение, местный стиль оправдан историей. Главная героиня Кэти — юная киноманка, снимающая любительские короткометражки и мечтающая попасть в киношколу. Для начинающего режиссера ее фильмы — выдающееся достижение, поэтому ее без разговоров принимают на учебу. Ее отец не то чтобы этому не рад, но переживает, что дочь может разочароваться, если когда-нибудь поймет, что ее мечтам не суждено сбыться. Он даже не смотрит фильмы, которые Кэти ему показывает. Все это кажется ему несерьезным детским развлечением. В день отъезда Кэти с ужасом узнает, что отец продал ее билет на самолет и планирует долгую семейную поездку на автомобиле, чтобы поправить свои отношения с дочерью.

К счастью или к сожалению, первая же сцена фильма — это флешфорвард, который обещает скорое восстание машин. И именно с ним приходится столкнуться Митчеллам, которые только-только начинают вновь находить друг с другом контакт. Так история получает свой фантастический элемент и источник привычных тропов, отсылок и конфликтов. 

Хобби, а в будущем и профессия Кэти придают фильму уникальный стиль. Все происходящее она воспринимает через нарративную призму кинематографа, к тому же снимая происходящее на старенький камкодер, показывая свою семью как несгибаемых героев, бесстрашно сражающихся со злобными роботами. 

Ее воображение диктует визуал, несколько наивный и восторженный, но от этого не менее запоминающийся. На экране то и дело появляются рисованые элементы и образы, действие прерывается взрывными стопкадрами. Наверняка это знакомо тем, кто хоть раз воображал себя киногероем, испытывая «кинематографичное» настроение. 

«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу, кино
«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу
Фото: Кадр из фильма

Вот нападение роботов замедляется в эпичном слоу-мо, вот автомобильный прыжок превращается в триумфальный трюк, а вот во время дружеского жеста брата и сестры над их руками возникает маленький динозаврик. На экране происходит столько всего, что фильм сразу же хочется пересмотреть, чтобы получше изучить каждую деталь, ведь осознать весь поток визуального творчества сразу почти невозможно. 

«Митчеллы против машин» даже не пытаются казаться реалистичными. Это мультяшный мир, преломляемый киношной оптикой, которая существует внутри него. Это отлично работает на контрасте с «Диснеем», «Пиксаром» и даже некоторыми проектами «Дримворкс», которые уже давно делают ставку на потрясающую технологичность окружения, которая часто конфликтует с условными анимированными персонажами. И эта мультяшность — главное преимущество «Митчеллов» над конкурентами.

Нестранная странность 

«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу, кино
«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу
Фото: Кадр из фильма

 Вряд ли кого-то удивят сюжетные повороты истории борьбы Митчеллов против опасного искусственного интеллекта, а уж тем более — ее мораль. К счастью, мультфильм не показывает совсем уж токсичные отношения внутри семьи, потому неудивительно, что в итоге наступает закономерный хэппи-энд. 

И все же, когда наивность выходит на первый план, простенькие диалоги хочется ускорить в два раза. Авторы вполне это осознают, местами высмеивая совсем уж пошлые штампы, но это всего лишь отвод глаз. Семья так и остается высшей ценностью, которая стоит всех затрачиваемых на нее усилий. Возможно, когда-нибудь мы увидим в мультфильмах трогательные, но в то же время драматически сложные семьи, вроде той, что была в «Минари» (этот фильм и «Митчеллов» объединяет источник вдохновения — детские воспоминания режиссеров), но это случится не сегодня и не завтра. 

«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу, кино
«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу
Фото: Кадр из фильма

Историю портит и стремление сценаристов выставить заглавную семью воплощением странности. Ведь отец не любит компьютеры и смартфоны, дочь погружена в свое хобби, сын обожает динозавров, а мать пытается всех их «склеить», выступая этаким семейным терапевтом. Аргументом выступает сравнение с идеальной соседской семьей, постоянно выкладывающей прилизанные фотографии в инстаграм. Безусловно, сравнение это некорректное, ведь соцсети и реальная жизнь сильно отличаются, но «Митчеллы» эту намеченную было тему игнорируют, предпочитая заявить, что семья главных героев странная, хотя это далеко не так — ее проблемы широко распространены. Для фильма, не стесняющегося заезженных выводов, это решение как минимум любопытное. Не иначе как авторы предпочли, чтобы как можно больше зрителей почувствовали свою исключительность, а не нормальность.

О намеченных пунктиром второстепенных линиях — традиционной для проектов больших корпораций антикапиталистической риторики и конфликта изобретателя с его изобретением — говорить не приходится. Они там просто для галочки — надо же как-то объяснить обстоятельства техногенного апокалипсиса.

«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу, кино
«Митчеллы против машин», реж. Майкл Рианда, Джефф Роу
Фото: Кадр из фильма

Несмотря на все это, смотреть «Митчеллов» ни в коем случае не скучно. Все-таки кинематограф — это в первую очередь визуальное искусство, и визуал при должном старании затмевает многие недостатки. Здесь же они кроются лишь в примелькавшихся штампах, но распространенные тропы стали таковыми потому, что успешно работают. 

Посмотрите «Митчеллов против машин». Хороший вечер и много шуток обеспечены. 

PS: Решение выставить безобидному семейному мультфильму возрастной рейтинг «18+» может сбить с толку родителей. Что же такого шокирующего можно показать в красочном мультике? Вероятно, все дело в одном из финальных диалогов, где мать спрашивает Кэти, серьезные ли у нее отношения с новой знакомой из киношколы и пригласит ли она ее на Рождество. Скандал!

{{ label }}

Новости партнеров