В жизни успешной бизнес-вумен Ренаты все расписано по секундам и минутам: работа, фитнес, секс с молодым любовником, завтрак, утренняя сигарета… Одно только не дает ей покоя – сын Никита, популярный среди подростков рэпер, не по-детски избалованный разнообразными запрещенными веществами. Когда история с чадом-наркоманом заходит слишком далеко, Рената решает исправить положение самым радикальным образом: инсценировать похищение Никиты, чтобы отдать того под надзор врачей, практикующих радикальный способ переформатирования сознания. Проще говоря: заставить парня забыть все, что было до, ради всего, что будет после. И да, мать тоже придется забыть. Но она готова на все ради блага собственного ребенка.
Юрий Мороз – режиссер, в творчестве которого сочетаются самые неожиданные вещи: безумное славянское фэнтези из 90-х («Подземелье ведьм»), драма о секс-работницах с собственной дочерью в главной роли («Точка»), приключенческая копродукция в духе «Индианы Джонса» («Форт Росс: В поисках приключений») и размашистая историческая фреска («Угрюм-река»). По какому принципу он подбирает проекты, сказать трудно, но в итоге как-то так получается, что ничего между собой похожего (не считая трех сезонов «Каменской») в его фильмографии нет.
Очевидно, первоначально рассчитанный быть сериалом фильм то ли намеренно, то ли нет дробит свою структуру на фрагменты, которые даже жанрово друг от друга отличаются до пестроты в глазах. Вот тут у нас семейная драма, тут – триллер про похищение, вот тут прибавим приставку «психологический», здесь вообще пошел чуть ли не «Реквием по мечте», а к финалу все это вообще трансформируется (крайне неожиданно) в философскую притчу. Прибавьте к этому сложную предысторию центральной героини с незакрытыми гештальтами в детстве, комплексами юнгианского толка, социальный месседж про потерянное поколение и шлифаните сверху детективной линией.
Представляете, какой многослойный монстр получается? Кажется, Мороз своим фильмом замахнулся (ни много, ни мало) на вечность – сделать эдакий всеобъемлющий шедевр про пограничье разума, иллюзорную стену, которой мы отгораживаемся от жестокой реальности. Так вот, проблема иллюзорности преследует не только героиню Исаковой, но и режиссера фильма: весь этот винегрет идей, тем и метафор, который он щедро замешал в полуторачасовом фильме, не складывается в цельное произведение.
Кажется, мультижанровость режиссера, который хватается за все подряд, в этот раз сыграла с ним злую шутку: ни один элемент не доведен до конца, а потому не работает вообще ничего. Чтобы переформатировать сознание зрителя, недостаточно просто набросать в голову смыслов, нужно, чтобы у самой операции тоже был хоть какой-то смысл.