«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт, кино
{{ label }}

«Кроваво-красное небо»: террористы против вампира на борту самолета

Изобретательный немецкий хоррор о чрезвычайно неудачном рейсе, где все пошло не так.
Никита Лазаренко
|
07 Сентября 2021
2021
боевик, триллер, ужасы
Режиссер Петер Торварт
Германия, США
IMDb6.1
Кинопоиск6.2
6.2

Авторов пиар-кампании «Кроваво-красного неба» впору пожалеть. В идеальном мире зрители, запуская этот фильм на Netflix, не знали бы, что главная героиня истории — на самом деле вампир. Представляете, как было бы эффектно, если бы мы осознавали это вместе с пассажирами самолета. Структура «Кроваво-красного неба» изо всех сил намекает, что такой расклад был бы идеален: история долго не набирает «сверхъестественные» обороты и сосредотачивается на вполне, простите, приземленной угрозе — террористах, захвативших рейс.

Только такой ход ни за что бы не сработал. Те, кто хочет посмотреть на борьбу обычных пассажиров с преступниками, вряд ли обрадуются, увидев вурдалака. А многих поклонников хоррора не заинтересует обычный фильм-катастрофа о захваченном самолете, так что они могут проигнорировать один из самых изобретательных фильмов ужасов последних лет. 

Решение раскрыть все карты заранее в такой ситуации кажется единственно верным, но не идеальным. Жаждущей крови публике придется изрядно подождать — лейкемия главной героини обращается вампиризмом далеко не сразу, а размеренность вступления разочарует любителей трэш-веселья. Но ожидание того стоит. 

Зло поневоле 

«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт, кино
«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт
Фото: Кадр из фильма

На самом деле «Кроваво-красное небо» сложно назвать трэшем. Хотя все признаки поджанра налицо, режиссер Петер Торварт вместе с соавтором сценария Штефаном Хольцем не прикрываются кажущейся низкопробностью и относятся к своей истории со всей серьезностью.

Упомянутое долгое вступление знакомит нас с Надей и ее маленьким сыном Элиасом. Они летят в Нью-Йорк, где Надю ожидает особое лечение — якобы от лейкемии. Из-за болезни женщина отправляет мальчика регистрировать багаж в аэропорте, а сама приезжает туда уже после заката. К сожалению, постер и синопсис эту интригу убивают — мы-то знаем истинное обличие Нади. 

«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт, кино
«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт
Фото: Кадр из фильма

Сам же фильм пускать в ход свой главный козырь не спешит, стараясь хотя бы немного охарактеризовать как можно больше персонажей на экране. Большинству из них предстоит умереть, и даже поверхностное знакомство с героями делает их экранную смерть чуть более важной. На предысторию Нади фильм так вообще не скупится — для Торварта она трагическая героиня, по драматичности образа близкая к классическим монстрам, но показанная в контексте современного ультракровавого ужастика. 

Бутафорской крови в кадре правда хоть отбавляй. Местная разновидность вампиров далека от романтичных и благородных существ, вроде Дракулы в интерпретации Копполы и Олдмана, и гораздо ближе к вурдалакам из «30 дней ночи» (а внешне, безусловно, не обошлось без влияния «Носферату»). У этой нежити звериные повадки и прерывыстые движения, она с удовольствием вырывает куски шей, разбрызгивая вокруг драгоценную красную жидкость, и истошно вопит. Поэтому Наде, женщине по природе не склонной к членовредительству, особенно жутко от себя самой — если она не сумеет вылечиться, то полностью потеряет остатки человечности.

«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт, кино
«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт
Фото: Кадр из фильма

Конечно же, ради спасения пассажиров самолета и, что самое главное, своего сына, она пойдет на все, даже на сделку со внутренним демоном. Торварт и Хольц не стали ступать на скользкую дорожку и сталкивать с нечистью религиозный терроризм — вероятно, и к лучшему, ведь из такой передряги авторы вряд ли бы выбрались, не замаравшись. Вместо этого они сделали своих террористов крайне прагматичными, а для верности выделили в их рядах особо жуткого наемника, который пугает своей жестокостью даже товарищей. Нетрудно догадаться, что именно он в конце концов и станет основным антагонистом для матери-вурдалака. 

Получается противостояние абсолютного зла и зла поневоле, слетевшего с катушек террориста и идущей на сделку с совестью матери. Все это подано со знанием дела, а местами так вообще мастерски. Кто сказал, что хоррор о вампире на борту самолета должен быть легкомысленным.

Горе от ума 

«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт, кино
«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт
Фото: Кадр из фильма

Все же Торварт, несмотря на впечатляющий талант, не раз и не два бьет себя по рукам, будто не доверяя собственным решениям. Иногда он загромождает сюжет ненужными деталями, будто стесняясь давать ему полноценно разгуляться. 

Чтобы зритель ни в коем случае не выключился из истории, режиссер в самом начале тизерит развязку, показывая, как зловещий самолет экстренно сажают и достают оттуда до смерти напуганного Элиаса. Мальчик отказывается говорить, но основное действие подается как его воспоминание. Такой ход не только портит некоторые сюжетные повороты (мы уже примерно знаем, чем все закончится), но и сбивает с толку — невольно начинаешь думать, с точки зрения какого персонажа эту историю рассказывают.

«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт, кино
«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт
Фото: Кадр из фильма


И если это не слишком критично, то флешбэки Нади о том, как она заразилась вампиризмом, хоть и рисуют интересные перспективы для развития мира, сам фильм только утяжеляют, особенно если учесть, что формально большая часть фильма — и так один большой флешбэк. Ничего жизненно важного эти дополнительные экскурсы в прошлое не расскажут, а вопросов у пытливой публики вызовут много. А всего-то и надо было — вырезать их совсем, оставив детали на откуп зрительскому воображению и возможному сиквелу. 

«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт, кино
«Кроваво-красное небо», реж. Петер Торварт
Фото: Кадр из фильма

Ну а более глобальная проблема «Кроваво-красного неба» свойственна многим фильмам о женщинах, придуманных и снятых мужчинами. Торварт и Хольц работают с простым и понятным образом разъяренной матери, защищающей ребенка — одним из немногих тропов, которым было позволено выводить женщин на первый план. Даже за всей жанровой виртуозностью становится грустно, что женщинам до сих пор часто отказывают в самореализации за пределами социальных ролей жен и матерей.

В остальном — перед нами чуть ли не образцовый представитель развлекательных ужасов, эффектный и по-настоящему напряженный. Самое то, если хочется пощекотать себе нервы, не делая скидок на мнимую «низость» жанра.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500