В Ватикане паника: «внезапно» для всех (на самом деле, конечно же, не совсем внезапно) умер Папа Римский, и теперь его ближайшему соратнику в лице кардинала Лоуренса необходимо организовать конклав — выборы нового главы католической церкви. Для Лоуренса, который давно мечтает уйти в монастырь из-за кризиса веры (в церковь как институт, а не в Бога), это весьма мучительное мероприятие, а тут еще и выясняется, что умерший Папа оставил после себя потенциального наследника — мексиканца Винсента Бенитеса, служившего в Кабуле. Занимаясь организацией конклава, Лоуренс понимает, что среди его коллег существует заговор, в котором замешаны не только политические амбиции, но и огромные деньги, а ему, как одному из наиболее авторитетных священников, самому угрожает опасность.
Кино про коррумпированные выборы в католической церкви — звучит как нечто чертовски интересное, согласитесь? Режиссеру Эдварду Бергеру не впервой снимать экранизации книг, а сам фильм основан на романе Роберта Харриса, автора «Призрака» и «Офицера и шпиона» Романа Полански. Ранее Бергер снял новую версию «На Западном фронте без перемен», нещадно обкорнав оригинальную книгу и превратив ее в антимилитаристский боевик. Что, впрочем, пошло свежей экранизации на пользу: фильм выворачивал зрителя наизнанку показом натуралистичных ужасов войны. «Конклав» в чем-то схож с предыдущим фильмом — это довольно прямолинейный, но страшно эффектный триллер о том, что политика любит тишину и минимум свидетелей.
Главная ценность фильма — это, конечно, не изобретательная режиссура (хотя и она тоже страшно красивая, но порой как будто малость тяжеловесная), а актеры. Особенно центральный персонаж, сыгранный Рэйфом Файнсом. У британского мастера перевоплощений есть шанс заслужить, наконец, «Оскар», а заодно избавиться от амплуа Волан-де-Морта в глазах широкого зрителя (ну или, наоборот, его подкрепить). Но блистает не только он — хорош Стэнли Туччи в роли кардинала-реформатора Беллини, мечтающего о гендерном обновлении церкви, и Серджо Кастеллитто, потрясающе точный в изображении своего персонажа Тедеско, не стесняющегося своих почти фашистских взглядов. На актерах тут держится все — причем, что приятно, чисто мужскую компанию католических священников разбавит эффектное появление великолепной Изабеллы Росселинни.
В остальном «Конклав» — это, конечно, крайне выразительное, красивое и просто отлично сложенное кино, которому, впрочем, как будто бы не хватает чего-то, чтобы превратиться в нечто большее. Не хватает, возможно, некоторой тонкости в исполнении — очевидно, что снято это все прямиком на стол к минувшим в США выборам (в Америке фильм вышел до голосования), поэтому легкий душок «сиюминутности» имеется. Но самое удивительное, что даже в таком виде оторваться от него совершенно невозможно — да, это такой «Карточный домик» (недаром Бергер много работал на ТВ). Но смотреть про внутреннюю кухню закрытых от взора обывателя процессов всегда интересно, и уж тем более когда это касается такой закрытой институции вроде церкви.