«Клетка ищет птицу» фото
«Клетка ищет птицу»
Фото: Кадр из фильма

«Клетка ищет птицу»: фильм ученицы Александра Сокурова на чеченском языке

Картина Малики Мусаевой была единственной из России на последнем Берлинском кинофестивале.
Иван Афанасьев
|
15 Октября 2023

17-летняя Яха живет в небольшой чеченской деревне на границе с Ингушетией. Жизни значительного числа мужчин, включая отца Яхи, унесла Вторая Чеченская война, поэтому население тут, в основном, женское. Девушка на пороге совершеннолетия, но ей совершенно не хочется взрослеть – вместо этого она с лучшей подругой гуляет, катается кубарем по склонам, лежит на спине и смотрит в небо в поисках чего-то возвышенного. Но жизнь спускает ее на землю – мать решает выдать Яху замуж, чего она категорически не хочет. Единственным вариантом девушка видит покинуть страну, что сделать крайне непросто.

«Клетка ищет птицу» фото
«Клетка ищет птицу»
Фото: Кадр из фильма

Ученики Александра Сокурова, за редким исключением, вроде Александра Золотухина, особенно точно унаследовавшего стилистику наставника, и Юрия Мокиенко, решившего, напротив, от мастера максимально отдалиться (смотрите его док «Отцы»), как будто по внутреннему сговору снимают фильмы ровно на одну и ту же тему: несвобода в патриархальном кавказском обществе (как правило, женская несвобода). «Теснота» Кантемира Балагова, «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, «Мама, я дома» Владимира Битокова, «Узлы» Олега Хамраева, «Тембот» Тины Мастафовой. На самом деле, конечно, сговора тут никакого нет, а есть лишь незаживающая социальная рана, которая болит в каждом из фильмов. Есть при этом некоторая сложность отличить один от другого, и с фильмом Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу» такая проблема стоит особенно остро.

«Клетка ищет птицу» фото
«Клетка ищет птицу»
Фото: Кадр из фильма

Нет, это, на самом деле, отнюдь не плохой фильм, даже хороший, важный и нужный: как минимум, для развития регионального кино, которое, выйдя из зеленой поросли, потихоньку начинает будоражить головы и на федеральном уровне (например, недавние запреты оказавшегося чересчур смелым якутского кино). А «Клетка ищет птицу» – редкий фильм, снятый полностью на чеченском языке и добравшийся, несмотря на это, до федерального проката. Проблема картины Мусаевой в том, что она до невозможности предсказуема во всем, что хочет сказать. Да, юную девушку тяготит ее малая родина – об этом был «Разжимая кулаки». Да, Чеченская война, которая часто обходится стороной в кино, но уже была косвенно в «Тесноте» (пускай и Первая, а не Вторая). Да, женщины на Кавказе часто воспринимают ограничение свободы как норму – об этом был «Узлы». И так далее.

«Клетка ищет птицу» фото
«Клетка ищет птицу»
Фото: Кадр из фильма

То есть, это хорошее кино, однако, собранное из всех тех элементов, что уже успели, к сожалению, стать привычным таким мейнстримом социального кинематографа на Кавказе, и ничего нового фильм, честно говоря, не рассказывает. В нем есть прекрасные, очень органичные артисты, все до одного непрофессионалы, а потому естественные в своих амплуа. Но все это вполне в духе кинематографа братьев Дарденнов, от которых унаследована и трясущаяся ручная камера, ставшая тоже из важного выразительного средства набившим оскомину приемом. Этой птице тесновато в клетке из разработанного для нее киноязыка – этап пройден. Теперь, помимо меланхоличных вглядываний в дали, нужно в этих далях что-то увидеть.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров