«Дюна» реж. Дени Вильнев фото
{{ label }}

«Дюна»: идеальная экранизация выдающегося произведения мировой фантастики

Не «Звездные Войны в песочнице», но тонкое и комплексное воплощение на экране сложнейшего романа в истории литературы.
Иван Афанасьев
|
05 Сентября 2021
2021
драма, фантастика, приключения
Режиссер Дени Вильнёв
Канада, Венгрия, США

214-й век. После восстания машин и полного уничтожения всей роботизированной жизни люди освоили новые технологии для космических перелетов при помощи спайса (он же Пряность) – крайне редкого ресурса во Вселенной, добываемого на недружелюбном пустынном Арракисе, или Дюне. На момент действия власть на планете переходит в руки Атрейдесов – могущественнейшего из трех Великих Домов, людей благородных и великодушных, намеренных превратить мир, потрёпанный диктатом жестоких Харконненов, в рай на Земле (простите, на Арракисе). Но их конкуренты во главе с Владимиром Харконненом вступают в сговор с верховным Падишах-императором, чтобы уничтожить Атрейдесов и вернуть себе власть. Теперь будущее не только рода, но и планеты, зависит от юного Пола, наследника престола, в котором дремлет сверхчеловеческая сила.

«Дюна» реж. Дени Вильнев фото
«Дюна» реж. Дени Вильнев

После премьеры на Венецианском кинофестивале отзывы на «Дюну» посыпались, как, простите за напрашивающийся каламбур, песок из рога изобилия. Удивительно, что среди них было немало и нейтральных, а то и просто негативных – мол, не самая удачная экранизация, все как-то поверхностно, да еще и обрывается даже не на половине, а на трети книги. Давайте решим на берегу: оригинальный роман Фрэнка Герберта – сложнейшее произведение мировой литературы, интеллектуальная фантастика с крайне нетипичным, по большей степени описательным, а не событийным нарративом. Перенести который на экран – задача для гения. Один из них, Дэвид Линч, утоп в зыбучих песках «Дюны» в 1984 году; сериальные адаптации 2000-х получились чрезвычайно лобовыми. На их фоне фильм Дени Вильнева – образцовая экранизация.

«Дюна» реж. Дени Вильнев фото
«Дюна» реж. Дени Вильнев

Понятно, посетителя ресторана не должны волновать проблемы повара, но все-таки попробуйте представить себе насыщенную вселенную «Дюны» лучше, чем ее воплотил «канадский Кристофер Нолан». Не получится: медленный, меланхоличный характер, будто навеянный тяжелыми ветрами арабских пустынь, почти невозможно перенести на экран, не потеряв уникальный темпоритм книги и не превратив при этом действо в «Бегущего по лезвию 2049» (а риск был!). Вильнев смог: «Дюна» 2021 года достаточно динамична, чтобы геймановский Сэндмен со своим сонным песком не вывел из строя зрителя в середине фильма, и при этом в меру медитативна, чтобы ощутить тяжеловесность сложного, почти философского сюжета. Это не про пиу-пиу из лазеров, а про кровные войны и судьбы целых цивилизаций. По сути своей, это увлекательный политический триллер, который не терпит суеты и спешки.

«Дюна» реж. Дени Вильнев фото
«Дюна» реж. Дени Вильнев

Идеальный выбор актеров на роли – особенно Шаламе в роли Пола Атрейдеса, про которого сам Вильнев говорил, что «он способен вынести на своих плечах судьбу целого рода», и Стеллан Скарсгард в роли демонического Владимира Харконнена. Внешне – совершенство: у фильма свой, особенный визуальный код, совмещающий ретрофантастику, биопанк и восточный колорит. Сюжетно – запутанное веретено интриг сценаристам удалось обличить в лаконичную и понятную историю, сохранив трагический надрыв оригинала. А встречу с Шаи-Хулудом вы и вовсе будете вспоминать и пересказывать внукам, досматривающим 158-й эпизод «Звездных войн». Короче: «Дюна» – возможно, на любителя, ибо это самый дорогой, после «Довода», артхаусный блокбастер в истории. Но поддаться его тяжеловесному очарованию стоит – как минимум, ради самых живописных пустынь в кинематографе и голубых глаз Зендеи.

{{ label }}