214-й век. После восстания машин и полного уничтожения всей роботизированной жизни люди освоили новые технологии для космических перелетов при помощи спайса (он же Пряность) – крайне редкого ресурса во Вселенной, добываемого на недружелюбном пустынном Арракисе, или Дюне. На момент действия власть на планете переходит в руки Атрейдесов – могущественнейшего из трех Великих Домов, людей благородных и великодушных, намеренных превратить мир, потрёпанный диктатом жестоких Харконненов, в рай на Земле (простите, на Арракисе). Но их конкуренты во главе с Владимиром Харконненом вступают в сговор с верховным Падишах-императором, чтобы уничтожить Атрейдесов и вернуть себе власть. Теперь будущее не только рода, но и планеты, зависит от юного Пола, наследника престола, в котором дремлет сверхчеловеческая сила.
После премьеры на Венецианском кинофестивале отзывы на «Дюну» посыпались, как, простите за напрашивающийся каламбур, песок из рога изобилия. Удивительно, что среди них было немало и нейтральных, а то и просто негативных – мол, не самая удачная экранизация, все как-то поверхностно, да еще и обрывается даже не на половине, а на трети книги. Давайте решим на берегу: оригинальный роман Фрэнка Герберта – сложнейшее произведение мировой литературы, интеллектуальная фантастика с крайне нетипичным, по большей степени описательным, а не событийным нарративом. Перенести который на экран – задача для гения. Один из них, Дэвид Линч, утоп в зыбучих песках «Дюны» в 1984 году; сериальные адаптации 2000-х получились чрезвычайно лобовыми. На их фоне фильм Дени Вильнева – образцовая экранизация.
Понятно, посетителя ресторана не должны волновать проблемы повара, но все-таки попробуйте представить себе насыщенную вселенную «Дюны» лучше, чем ее воплотил «канадский Кристофер Нолан». Не получится: медленный, меланхоличный характер, будто навеянный тяжелыми ветрами арабских пустынь, почти невозможно перенести на экран, не потеряв уникальный темпоритм книги и не превратив при этом действо в «Бегущего по лезвию 2049» (а риск был!). Вильнев смог: «Дюна» 2021 года достаточно динамична, чтобы геймановский Сэндмен со своим сонным песком не вывел из строя зрителя в середине фильма, и при этом в меру медитативна, чтобы ощутить тяжеловесность сложного, почти философского сюжета. Это не про пиу-пиу из лазеров, а про кровные войны и судьбы целых цивилизаций. По сути своей, это увлекательный политический триллер, который не терпит суеты и спешки.
Идеальный выбор актеров на роли – особенно Шаламе в роли Пола Атрейдеса, про которого сам Вильнев говорил, что «он способен вынести на своих плечах судьбу целого рода», и Стеллан Скарсгард в роли демонического Владимира Харконнена. Внешне – совершенство: у фильма свой, особенный визуальный код, совмещающий ретрофантастику, биопанк и восточный колорит. Сюжетно – запутанное веретено интриг сценаристам удалось обличить в лаконичную и понятную историю, сохранив трагический надрыв оригинала. А встречу с Шаи-Хулудом вы и вовсе будете вспоминать и пересказывать внукам, досматривающим 158-й эпизод «Звездных войн». Короче: «Дюна» – возможно, на любителя, ибо это самый дорогой, после «Довода», артхаусный блокбастер в истории. Но поддаться его тяжеловесному очарованию стоит – как минимум, ради самых живописных пустынь в кинематографе и голубых глаз Зендеи.