«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо, фото
«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо
Фото: Кадр из фильма

«Чиллнобыль»: танцы на костях или попытка вдохнуть жизнь в Припять?

На Beat Film Festival показали документальный фильм о юных парнях и девушках, устроивших рейв в окрестностях Чернобыльской зоны отчуждения.
Анастасия Седова
|
11 Июня 2021

Группа совсем молодых ребят с массивными туристическими рюкзаками шагают по секретным заросшим тропинкам, ложатся в густую траву, если рядом едет машина, и мечтают залезть на «Дугу». Они – сталкеры и прямо сейчас нарушают закон, но тот, кажется, существует не в интересах обычных людей.

Документальная картина выпускника ВГИКа, гватемальского режиссера Пабло Рохаса Кастильо эксплуатирует популярную ныне тему Чернобыльской катастрофы. Но идет путем, не похожим ни на один из тех, что выбирали режиссеры до этого момента. Кастильо пытается взглянуть на ситуацию глазами нового поколения – молодых сталкеров, которые не хотят воспринимать зону отчуждения как братскую могилу, поскольку видят в ней неиссякаемый источник для творческого вдохновения. У главного героя «Чиллнобыля» Игоря есть мечта – устроить в окрестностях Припяти рейв-тусовку. Нет, не чтобы память о погибших была попрана, а чтобы показать, что это место по-прежнему живо.

«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо  фото
«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо
Фото: Кадр из фильма

За призывы приехать на рейв к зоне отчуждения Игоря и всех его друзей в соцсетях называют вандалами, а официальные власти и единственная турфирма, устраивающая легальные прогулки по Припяти, начинают против них настоящую травлю. Здесь же в ткань повествования, как бы отдаленным фоном, но заметными белыми нитями прошивается тема с заголовком «Кому мешают сталкеры?» Закону и спокойствию безмолвной зоны или все же незаконным вырубкам леса, свидетелями которых могут стать нелегальные туристы? А может турфирме-монополисту, собирающей все денежные потоки с прибыльного маршрута и делящей выручку с местной администрацией?

«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо  фото
«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо
Фото: Кадр из фильма

Но все эти вопросы исключительно риторические – ответов на них в фильме молодого документалиста вы точно не отыщите. «Чиллнобыль», какие бы серьезные темы он ни поднимал, с головой погружается лишь в одну из них – идею переосмыслить трагедию, найти утраченную связь молодого поколения с теми, кто стал свидетелем катастрофы. И это у фильма выходит: на устроенный в заброшенном доме близ зоны рейв приходят не только любопытствующие любители электронных ритмов, но и местные старожилы. Кто-то, чтобы забрать мужа с молодежной тусовки с бесплатной выпивкой, а кто-то – чтобы поделиться воспоминаниями с молодежью.

Этот диалог поколений происходит на фоне пульсирующей светомузыки, полуразвалившихся деревенских домов и танцев вчерашних детей с цветными волосами и пирсингом. Уложившись в часовой хронометраж, снабдив свой фильм натурными съемками с Чернобыльской зоны, кадрами хроники и скриншотами из соцсетей, Кастильо без менторского тона задает зрителю один единственный вопрос. Если прошлое поколение уничтожило это место, почему бы не дать новому возродить его по-своему?

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров