«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, фото
{{ label }}

«Берегись автомобиля»: как Эльдар Рязанов «спрятал» запретный жанр в знаменитой комедии

По случаю повторного проката картины делимся размышлениями, которые редко фигурируют или вовсе не встречаются в разговорах о фильме.
Берегись автомобиля
Берегись автомобиля
1966
комедия, криминал, романтика
Режиссер Эльдар Рязанов
СССР
IMDb8.1
Кинопоиск8.1

Кто из нас не видел популярнейший хит Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»? Кто из нас не знает Юрия Деточкина и не помнит расхожих цитат из знаменитой советской комедии? Казалось бы, о ней давно сказано все что можно. Тем не менее по случаю повторного проката картины хотелось бы поделиться несколькими размышлениями, которые редко фигурируют или вовсе не встречаются в разговорах о фильме.

«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, фото
«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов
Фото: Кадр из фильма

Тезис первый. «Берегись автомобиля» – одна из редких советских комедий, открыто заигрывающих (пусть иронично и эпизодически) не просто с жанром детектива, но с американским нуаром и даже поларом – нуаром по-французски. Очевидно, многим отечественным режиссерам было тесно в рамках стандартной жанровой галереи советского кино. Например, не секрет, что Леонида Гайдая тяготили эксцентрические комедии, за которые его так горячо любили зрители, и глубоко внутри тянуло в сторону экзистенциальных драм в стиле Микеланджело Антониони. Эльдар Рязанов вряд ли был исключением. Снять полноценный нуар с циничными героями и пессимистичным финалом даже в относительно травоядные 1960-е в СССР было делом почти невозможным, а вот немного поиграть в запретный жанр в рамках другого – разрешенного и куда более легкого – почему бы и нет?

«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, фото
«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов
Фото: Кадр из фильма

Одним из классиков полара был кумир Квентина Тарантино Жан-Пьер Мельвиль, чьи культовые криминальные драмы с Жан-Полем Бельмондо, Аленом Делоном и другими звездами французского кино пришлись как раз на 60-е годы XX века. Фирменные мужские шляпы, тренчкоты с поднятыми воротниками, мрачное ощущение тревоги, разлитое по кадру – Мельвиль мастерски романтизировал своих не вполне законопослушных героев с помощью ряда проверенных атрибутов. Просто сравните кадры из «Берегись автомобиля» и «Стукача», вышедшего четырьмя годами ранее.

«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, фото
«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов
Фото: Кадр из фильма

Тезис второй. Семья в картине Рязанова не представляет для главных героев подлинной ценности, а женщины в сюжете выполняют сугубо служебные функции. В этом смысле «Берегись автомобиля» – фильм принципиально и прежде всего мужской: для его мира крайне важны понятия «друг» и «брат», чего совсем не скажешь о словах «дорогая» или «любимая». Деточкин вечно пропадает в своих «командировках» и подолгу оставляет несчастную Любу. Та для него не столько невеста, сколько вторая мать, которая всегда дождется и простит непутевого сына. Про личную жизнь Максима Подберезовикова мы вовсе ничего не знаем и ни разу не видим его в обществе возлюбленной, а неровно дышащая к харизматичному шефу криминалистка Таня восторгается им сколь навязчиво, столь и безуспешно: он ее попросту не замечает. В то же время единственный акцентированно семейный человек фильма Дима Семицветов на поверку оказывается скользким жуликом, а его не менее одиозная супруга – алчной подельницей спекулянта.

«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, фото
«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов
Фото: Кадр из фильма

Тезис третий. Юрий Деточкин, соединивший в себе черты Дон Кихота, князя Мышкина и чаплинского Бродяжки, помимо этого является робким прообразом жестких народных мстителей последующего отечественного кино и, прежде всего, Данилы Багрова из фильмов «Брат» и «Брат 2». Связь, которая на первый взгляд кажется сомнительной, на самом деле имеет право на жизнь. Судите сами: отягощенный травматическим опытом прошлого, не вполне нормальный по общепринятым меркам, принципиально одинокий, неравнодушный к прекрасному, тянущийся к женщинам, но не способный подарить им счастье, бескорыстный борец за справедливость, помогающий слабым и вершащий правосудие по собственному усмотрению на фоне бездействия закона – все эти характеристики прекрасно подходят обоим героям.

«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, фото
«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов
Фото: Кадр из фильма

Конечно, угонять машины жуликов и убивать бандитов совсем не одно и то же, да и деньги в детские дома Данила Багров вряд ли перечислял, но и сравнивать всерьез 1960-е и 1990-е, мягко говоря, некорректно. У каждого времени свои нравы и герои, а у героев – свои методы. Гораздо важнее, что у персонажей Рязанова и Балабанова есть общий глубинный прототип – Робин Гуд, переложенный режиссерами с разной степенью жесткости на советский и русский лад соответственно. В России, о каких бы временах ни шла речь, всегда был дефицит справедливости и народный запрос на нее, а потому такие герои здесь в неизменном почете.

«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, фото
«Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов
Фото: Кадр из фильма

Согласны вы с изложенными выше утверждениями или нет, «Берегись автомобиля» – достойнейший повод для похода в кино. В конце концов, где, как не на большом экране, насладиться навсегда ушедшей в прошлое Москвой 60-х, неповторимой атмосферой «оттепели» и блестящими советскими артистами, задействованными даже в самых скромных эпизодических ролях?..

{{ label }}

Новости партнеров