«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Шутки над Паниным, разбитые в кровь лица и взрыв в центре Москвы: как снимали «Бригаду»

Сериал о молодых и обаятельных бандитах вышел 19 лет назад.
Светлана Тучкова
|
02 Октября 2021

В России это был самый популярный и резонансный фильм наступившего 21 века, – героев «Бригады» Алексея Сидорова обсуждали на ТВ, в газетах, на радио, а на каждом втором телефоне в качестве рингтона стояла главная музыкальная тема сериала.

Разгромные рецензии появились сразу после премьеры 23 сентября 2002 года. Режиссера обвиняли в романтизации образов бандитов и негативном влиянии на молодежь. Тот, в свою очередь, говорил, что добивался обратного эффекта, но что-то пошло не так, – вместо того, чтобы осудить героев, их почему-то поняли и полюбили.

Идея и сценарий

Сидоров, Велединский и Порублев учились вместе на Высших сценарных и режиссерских курсах, – уже немолодые, обремененные семьями, детьми и первым высшим образованием. Перспектив получить работу, конечно, не было, – грянул очередной дефолт 98-го и многое из того, что успело построиться за семь лет, благополучно рухнуло. Начать писать сценарий была идеей Сидорова. К нему, тогда еще никому неизвестному, обратился актер и каскадер Александр Иншаков. 

Недавно в интервью он рассказал, что похожая история произошла с ним и его другом. Кто-то на кого-то «наехал», Иншаков заступился и едва не стал крайним, но благодаря стойкости и бойцовским навыкам выстоял и заслужил уважение. Так появилась мысль описать в 15 сериях историю становления одной из многочисленных тогда ОПГ. И Сидорову с командой предстояло ее воплотить. Все трое, они практически жили вместе, пока работали. Как рассказывал потом Велединский, за два года совместного труда научились понимать друг друга буквально с полувзгляда.

Когда у проекта появился продюсер и компания, готовая вложиться в производство, им выделили комнату на «Мосфильме». Там они и писали, используя все, что когда-либо слышали, читали в газетах, видели по телевизору, пережили и знали сами. Они были никому неизвестны, провала можно было не бояться. «Все, что накопилось, туда и выплескивали», – вспоминал Велединский.

Актеры

В отличие от многих уже именитых режиссеров Сидоров даже близко не представлял, кто мог бы воплотить четверку друзей, их родных и близких. Потребовались месяцы кастингов, пробы сотен молодых и уже именитых актеров, чтобы найти тех, кто им подходит. Саша Белый был центром всех событий. На его роль пробовались Хабенский, Лагута, Шнырев, Калганов. В какой-то момент от отчаяния позвали блиставшего тогда в «Воре» Владимира Машкова, но тот никак не выглядел на 20-летнего пацана, вернувшегося из армии. Безруков пробовался дважды, – и только со второго раза сумел убедить, что бандит из него очень даже. Актер признавался, что видел в этой роли шанс показать себя разного, до того, он играл исключительно светлых и положительных персонажей.

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Для Вдовиченкова и Дюжева роли в «Бригаде» стали первыми большими работами в кино. Оба ухватились за ту возможность и, как оказалось, не зря. Павел Майков сразу сказал, что не был доволен сценарием на 100 процентов, но его подкупила возможность сняться в фильме о гангстерах, – пистолет, бандиты, криминал, когда еще удастся поучаствовать в чем-то подобном?!

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Единственный, кого Сидоров готов был утвердить без проб, был Андрей Панин. Режиссер сразу представлял его в роли милиционера Каверина, с первой же серии объявившего негласную вражду Белому и его друзьям. Говорят, что актер запросил за работу большие деньги. Продюсеры встали в позу, – Сидоров тоже заупрямился. До начала съемок оставалась пара недель, а Каверина играть было некому. 22 августа 2000 года режиссер праздновал свой 32-й день рождения, и то ли по пьяни, то ли в шутку продюсеры решили сделать подарок и дали денег на панинский гонорар. В первые дни съемок на площадке актера называли не иначе, как подарок, но потом бросили, – Панин в роли выглядел совершенно органично. Он вообще считал своего героя самым порядочным среди всех.

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Производство

Съемки фильма начались в сентябре. Накануне исполнителей главных героев поселили вместе в доме отдыха актеров, – чтобы вживались в роли друзей с детства. Рассказывали, за две недели Дюжев, Вдовиченков и Майков едва не спились (Безруков был наездами из-за занятости в театре), зато действительно сдружились и, когда уезжали, называли друг друга исключительно Космосом, Филом и Пчелой.

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

График съемок был жестким, – смены продолжались по 12 часов, в неделю давался только один выходной. Примерно месяц уходил, чтобы отснять материал серии, еще столько же на монтаж. В отличие от гонораров артистов, на производство выделили какие-то баснословные деньги. Одна только серия стоила около 180 тысяч долларов в то время как молодые актеры получили за всю работу по пять тысяч. Сидоров потом рассказывал, что в сериале нет ни одного компьютерного спецэффекта. Он очень этим гордился. Трюки, взрывы, обстрелы, – все было по-настоящему.  

В начале картины показаны жестокие драки между молодыми людьми. Режиссер говорил, что хотел показать агрессию как неприглядную и совершенно непривлекательную, но противостояние получилось очень живое и натуралистичное. 

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Декорациями для первого боя стали ржавые корабли водно-моторного клуба в Братеевском парке. Тогда с главного антагониста Белого Мухи случайно слетела цепочка. Сначала решили переснимать, потом родилась идея, что ей можно попробовать задушить героя Безрукова. А потом как-то само пришла сцена с вороной, которая утаскивала ценную вещицу. В тот же день из Театра Дуровой вызвали птицу. Правда, цепочка ее вообще не заинтересовала. В просветы запихнули кусочки мяса, но и это не сильно помогло, – только с седьмого дубля ворона ухватила цепочку и улетела. Назад вернулась ни с чем. Сергей Апрельский, сыгравший Муху, сильно расстроился, он хотел сохранить ценную вещь на память.

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Во время массовой драки, когда Космос убивает Муху, актеры били друг друга по-настоящему. Не успел увернуться – получил в нос. В общем угаре никто даже не слышал команды: «стоп!». Безруков потом вспоминал, что доктор, который находился на площадке, каждый раз ругался, когда к нему приводили очередного пострадавшего: «Вы идиоты, что творите? Это же кино?!»

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Больше всего денег уходило, конечно, на реквизит. Одних костюмов на сотню игровых персонажей пошили около тысячи. Плюс сотня автомобилей, и не абы каких, а крутых и дорогих иномарок, – «Мерседесы» «Ламборджини», «Линкольн», «Альфа Ромео».

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Машины взрывали дважды. Один раз на мосту в реку должен был полететь горящий «Линкольн». И вроде все правильно рассчитали, – машина врезалась в ограждения, сносила их и падала. Но на деле вышло иначе, иномарка явно не хотела умирать и застряла в заборе. Группа была в ужасе, новый «Линкольн» приобрести было невозможно, да и сроки поджимали. Сидоров нашел гениальный выход, – купить  старенький «Москвич» и наварить на него оставшиеся детали кузова. После покраски автомобили стало почти не отличить. Поэтому в сцене так и вышло, что по мосту несется настоящий «Линкольн», а падает в реку уже переодетый «Москвич». 

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Еще одну машину предстояло взорвать прямо рядом с Домом Правительства. И сделать это нужно было с первого дубля, – это был 600-й «Мерседес», на него покупку выделили последние 10 000 рублей, хотя и их было мало. Группа очень долго и с трудом получила разрешения на пиротехнические работы в центре Москвы. Взрыв осуществили в последний съемочный день. Отдельно записали как машина врезается в стекловоз, а потом, как взрывается и горит. То, как герои выпрыгивают на ходу под колеса несущихся по соседней полосе авто, – выполнили каскадеры. На этот раз все получилось четко, гладко и с первого раза. Многие решили, что это хороший знак. 

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Реакция и влияние

Сериал «Бригада» громко заявил о режиссере Сидорове и сделал знаменитыми на всю Россию четверку молодым артистов. Безрукову удалось в фильме выйти из привычного амплуа, показать себя разносторонним артистом, что в дальнейшем пошло ему только в плюс. Но его партнеры – Дюжев, Вдовиченков и Майков – едва не стали заложниками одной роли, как бандиты они были очень убедительными. И обаятельными, за что их часто ругали в прессе. Таким, как Белый, Космос, Пчела и Фил, действительно хотелось подражать, даже несмотря на бесславный конец. Кстати, ни один из артистов не согласился в сцене похорон лечь в гроб, как было задумано по сценарию, – что-то было в этом зловещее, нехорошее. В итоге кадре показали только сложенные определенным образом руки.

«Бригада», реж. Алексей Сидоров, фото
«Бригада», реж. Алексей Сидоров
Фото: Кадр из фильма

Сложно сказать, правы ли были журналисты и критики, когда говорили, что «Бригада» плохо повлияла на тогдашнюю молодежь. Даже среди актеров мнения по этому вопросу разошлись. Так, спустя годы Павел Майков назвал фильм преступлением против России, с чем никак не мог согласиться Владимир Вдовиченков. Ему наоборот, казалось, что после фильма преступность среди подростков сократилась.  

В СМИ, конечно, писали о нескольких случаях создания банд-бригад по типу той, что была у Саши Белого. Но эта волна быстро спала. В конце концов, пришли другие времена, и у нового поколения появились другие герои.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров