«Приходите завтра»: фильм про Фросю Бурлакову, стоивший актрисе жизни

То, что картину вообще удалось выпустить, большая заслуга мужа Екатерины Савиновой.
Светлана Тучкова
|
19 Октября 2021

Фильм «Приходите завтра» режиссер Евгений Ташков решил снимать исключительно для любимой жены. Екатерина Савинова, всегда мечтавшая блистать на экране, была вынуждена довольствоваться небольшими эпизодами. Муж решил, – хватит! И сел писать сценарий, за основу которой взял историю жизни самой Кати.

Да, это именно она опоздала к началу экзаменов во ВГИК, когда приехала в Москву из села Ельцовка в Сибири. И это ее мама выменяла последнюю картошку на шерстяное платье, в котором и отправила дочку в столицу. Но жизнь была гораздо прозаичнее, – Савинова поступила только через год. Она окончила вуз с отличием и начала сниматься на последнем курсе. Для нее большой удачей было получить роль Любочки в «Кубанских казаках». Так казалось поначалу, но фактически эта работа стоила ей карьеры.

«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков, фото
«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

О том, что произошло в конце 40-х годов на съемках, стало известно только спустя почти полвека. Осторожно, не называя фамилий, правду раскрыл Леонид Филатов. Он заявил, что в одной из ранних картин к Екатерине «проявил мужской интерес» режиссер. Та ответила отказом, да так жестко и унизительно, что тот до конца жизни не мог простить. Сопоставив факты, публика быстро пришла к выводу, что речь идет об Иване Пырьеве, постановщике тех самых «Кубанских казаков» и шестикратном обладателе Сталинской премии. К середине 50-х годов он стал директором «Мосфильма» и имел абсолютную власть давать, а главное, забирать роли.

«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков, фото
«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

Нельзя было сказать, что Екатерину совсем не снимали. Наоборот, картины с ее участием выходили едва не каждый год. Но это были проходные работы, да и Савиновой доставались отнюдь не главные роли. С 1960 года ее вообще перестали куда-то звать. Пока актриса сидела без работы, ходила на занятия в Гнесинку, много пела. В общем, именно в этот момент ее муж, с которыми Екатерина познакомилась еще во время учебы во ВГИКе, и решил снять с ней кино. Сценарий написали вместе, добавив деталей из реальной жизни. Так, фамилия Бурлакова была позаимствована у подруги актрисы, а то, как громко Фрося громко стучит в дверь, не зная, что есть звонок, списано с племянницы Ташкова. 

«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков, фото
«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

Делать фильм решили на Одесской киностудии. Именно сюда обычно приезжали работать попавшие в опалу в Москве и Ленинграде режиссеры и операторы. Сценарий утвердили, картину внесли в план, но встала одна проблема: Савиновой к тому моменту было 34 года, она родила сына, а ее героине – всего 17 лет. Руководству это не нравилось. Ташкову пришлось с боем отстаивать свою любимую супругу, – в конце концов ради нее же все и затевалось. Даже песни подбирали под ее голосовой диапазон, который позволял брать любую ноту в пределах трех с половиной октав. Он в корне пресек интриги за своей спиной, поставил начальству ультиматум, – и добился своего.

«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков, фото
«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

Работали быстро. Неизвестно, кто и зачем им поставил такие жесткие условия, но за 30 дней предстояло отработать 31 смену. За съемками внимательно следило руководство из Москвы. Однажды нагрянули с проверкой, – отснятый материал категорически не понравился. Критиковали буквально за каждый кадр, не забывая подчеркивать отсутствие таланта актрисы, ее безвкусие, пошлость и тому подобное. Сгоряча хотели даже закрывать картину, но Ташков упросил хотя бы закончить съемки. А дальше, мол, делайте, что хотите. На том и порешили.

В это же время Екатерине стало нездоровиться. Она жаловалась на слабость, ломоту в суставах, – выяснилось, что у актрисы давно повышенная температура, которая вообще не спадает. Но съемки не прекращались ни на день. Когда Савинова входила в кадр, она становилась другим человеком, – веселой, озорной, а главное, вполне здоровой Фросей. Вне съемочной площадки состояние ухудшалось. Врачи поставили неутешительный диагноз, – бруцеллез. Инфекция попала в организм через сырое молоко от зараженной коровы. 

«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков, фото
«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

Это сейчас для лечения болезни используют антибиотики нового поколения. Но и они не особо эффективны и каждый второй случай отмечается серьезными осложнениями на все жизненно важные системы. У Савиновой на фоне стресса и нервных переживаний инфекция повредила нервную систему. До конца своей недолгой жизни она каждый день принимала гору лекарств. Между тем, фильм смонтировали и представили руководству. Картину, само собой, не оценили, но для полного запрета нужны были основания. Придрались к образу архитектора, которого исполнил 40-летний Анатолий Папанов, – тот в порыве самокритики крушит свои работы, в том числе изображение Карла Маркса. Ташков вновь ходил по инстанциям, доказывал, упрашивал, – включил все свои связи. Ему удалось донести, что ни на какие устои никто не покушался. Наоборот, картина дает очень правильный посыл, – в СССР талантливый человек из народа всегда пробьется, даже если поначалу ему не везет. И в кадре вообще ни разу не Карл Маркс, а всего лишь Александр Герцен. И ему снова это удалось, – фильм допустили к прокату.

«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков, фото
«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

То, что случилось дальше, удивило все. Картину за год посмотрело более 15 млн человек. Фросю Бурлакову обожали, – ее грубоватость, простота и искренность покорили зрителей. Но как ни странно в карьере Савиновой это мало что поменяло. Да, ее теперь узнавали на улицах, просили автографы, но режиссеры по-прежнему не звали сниматься и не давали больших ролей. Она понимала, что время уходит, – и вот ей уже 40, а она хоть и прославилась, реализовать себя до конца так и не смогла. Но хуже была болезнь, – актриса отстранилась от родных, она боялась заразить их бруцеллезом, который перешел в хроническую форму. Особенно опасалась за здоровье сына. И однажды возникла предательская мысль, что собственный уход из жизни его спасет. Было ясно, что Екатерина больна. Но никто не знал, что с этим делать.

«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков, фото
«Приходите завтра», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

Савинова погибла в 1970 году в возрасте 43 лет. Она бросилась под поезд на узловой станции рядом с Новосибирском, куда приехала под предлогом навестить сестру. По мнению врачей, это был не осознанный поступок, а следствие заболевания. Для советских зрителей она навсегда осталась Фросей Бурлаковой, – девушкой, которая опоздала на экзамены, но все-таки сумела добиться зачисления в консерваторию. А фильм, в котором она сыграла главную роль, вошел в золотую коллекцию, – его смотрят и пересматривают до сих пор. 


Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
Очень жалко ее. Такая молодая...
#
Один из самых любимых фильмов. Спасибо Вам, дорогая Екатерина, за Ваш талант.
#
#comment#
0 / 1500
Сохранить
0 / 1500