«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов, фото
{{ label }}

Никто ничего не понял, но было смешно: как снимали «Ширли-мырли»

С момента выхода самого неоднозначного фильма Владимира Меньшова прошло 26 лет.
Светлана Тучкова
|
17 Сентября 2021

В день рождения самого народного режиссера СССР и России Владимира Меньшова, – ему могло бы исполнится 82 года, – вспоминаем историю самого странного, но и самого смешного его фильма.

«Ширли-мырли» не многие поняли сразу. Как и не все в момент краха Советского Союза осознали, что последует дальше и как теперь придется жить. Чтобы приспособиться и оценить, потребовалось время. С картиной вышло также, – пожалуй, только в десятые годы нового века стало понятно, что Меньшов снял нечто особенное и по-своему замечательное. Тогда его стали часто расспрашивать про картину, поэтому история ее хорошо известна. 

Идея из ничего

Однажды к Меньшову на студию пришли сценаристы Виталий Москаленко и Андрей Самсонов. Предложили что-нибудь написать, – да, теперь приходилось самим ходить и выпрашивать себе работу. Режиссер предложил простенькую комедию положений с незамысловатым сюжетом, например, про то, как в роддоме перепутали двойняшек. Хотя, чего мелочиться, пусть будут тройняшки.   

«Долгое время наши обсуждения носили такой необязательный характер, пока не начала выкристаллизовываться идея, ради которой сценарий, собственно, и создавался. Таким стержнем нашей комедии стали национальные отношения», – рассказывал Меньшов.

Он все заново переписал и стал соавтором. Тогда возник следующий вопрос: раз уже сценарий готов, то почему его не поставить?! Он тогда еще подумал, может быть комедия-фарс о гигантском алмазе, который спасет Россию, – как раз то, что за нужно современному зрителю, пытающемуся выжить в новой реальности?! Подумал и пошел к директору «Мосфильма» Владимиру Досталю за деньгами. Тот, кстати, выделил непомерную по тем временам сумму – миллион долларов. Если пересчитать на рубли 1:2000, получалась вообще какая-то нереальная цифра со множеством нулей.

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Фото: Кадр из фильма

Актеры и роли

Меньшову была предоставлена полная свобода действий. Он мог приглашать любых артистов, открыто говорить о любых проблемах и даже ругаться в кадре матом, – главное, уложиться в бюджет и привести зрителей в кинотеатр. Режиссер сразу представлял, кто у него мог бы сыграть. Понимал, что нужны звездные артисты, в конце концов, жанр к этому обязывает. В советское время собрать подобный состав было под силу только Рязанову в «Гараже», да и то ему пришлось уговаривать худруков театров и ударно снимать с девяти до шести всего за месяц. Но в 90-е большинство артистов были не заняты, – кино снимали редко, а театр и без них мог обойтись. Поэтому Игоря Угольникова, Инну Чурикову, Леонида Куравлева, Армена Джигарханяна, Нонну Мордюкову и других даже уговаривать не пришлось.

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Фото: Кадр из фильма

Проблема была только с главным героем, – ему предстояло сыграть сразу четверых, хоть и братьев, но выросших в разных культурах. Меньшов искал долго, мучительно, и ничего не находил. Оказалось, что среди 30-40-летних артистов никто не обладал комическим даром масштаба Андрея Миронова или Олега Табакова. Последнему он даже предложил сыграть Кроликова и близнецов, но поставил условие похудеть килограмм на 20. Тот в ответ только посмеялся.

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Фото: Кадр из фильма

«Многие убеждали меня самого сыграть, мол, парик приклеишь, грим наложишь... Но ведь при этом получается такая ерунда! Возраст есть возраст», – говорил Меньшов.

Потом он прочитал в газете, что Гаркалин, оказывается, хороший комедийный артист. Лицо он помнил, а о способности смешить людей слышал впервые. Позвал на пробы, – не понравилось. Но время шло, а нужный актер не находился. Посмотрел пробы еще раз, решил, что все не так плохо. Сходил в театр и убедился, что все еще лучше. Опасения все равно, конечно, были, но Гаркалина все же утвердил.

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Фото: Кадр из фильма
«Я ему сказал, что пока он еще не может играть эту роль, но надеюсь, что он до нее вырастет. Конечно, актер вырастает на ролях, но это случается не всегда, поэтому риск был большой. Но я оказался хорошим пророком, а он – замечательным актером, очень работоспособным и по-хорошему одержимым», – вспоминал Меньшов.

Исполнение желаний

Снимали фильм легко и весело. Меньшов доверял своим артистам и позволял им импровизировать. Те выкладывались по полной. Гаркалину досталось больше всего. Его герои-братья часто появлялись в одном кадре, а зеленого фона тогда еще не существовало. Артист просто отыгрывал партии в разных частях декораций, а потом при монтаже кадры склеивали.

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Фото: Кадр из фильма

Вера Алентова, жена режиссера, тоже играла нескольких персонажей. Ее любимым образом стала американка Кэрол Абзац, которая выходит замуж за Шниперсона. Рассказывали, что актриса сама ходила по свадебным салонам и долго примеряла и выбирала то самое белое платье для съемок. Когда они поженились с Меньшовым, возможности нарядиться и закатить торжество у них не было.   

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Фото: Кадр из фильма

То, что в 90-е годы действительно творился бардак и хаос, почти такой же, как в картине Меньшова, доказывает история Игоря Угольникова, который в последний день съемок умудрился развести целое отделение милиции. В кино актер играл следователя Пискунова. Тот по пятам идет за украденным алмазом, но никак не может изловить преступника. По ходу действия на его погонах становилось то больше, то меньше звездочек, а под конец он «дослужился» до маршала. И так случилось, что накануне окончания съемок у артиста отобрали права. Будучи в форме Угольников вместе с партнером Сергеем Баталовым отправился в то самое отделение. Взяли наглостью и актерским мастерством, – ногой открыли дверь и потребовали немедленно вернуть документы. Стражи порядка при виде одной большой звезды на погонах сначала обомлели, а потом бросились исполнять приказ. Быстро, пока никто ничего не понял, артисты сбежали, прихватив документы.

Не приняли, не оценили

Премьера «Ширли-мырли» состоялась в 1995 году. Меньшов ожидал, что в кинотеатрах будут аншлаги, но не случилось. Хотя администраторы кинотеатра «Россия» уверяли, что подобного успеха у них давно не было, – на сеансы приходило до 500 человек.

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Фото: Кадр из фильма

Но больше всего режиссера расстроила реакция критиков. Фильм назвали «образом безвкусицы», обвинили в пошлости и отсутствии юмора. Но ему было не привыкать. Любимый народный хит «Москва слезам не верит» в профессиональных кругах тоже приняли плохо. Многие зрители тоже с ходу не поняли новое кино Меньшова. Хотя по сборам картина не только отбила вложения, но еще и заработала.

Признание к фильму пришло позже, –  когда появилась возможно пересмотреть кино и оценить его заново. Тогда и оказалось, что более яркого портрета того странного и страшного десятилетия нет и быть не может. Что шуточки, хоть и сальные, но и правда смешные, а Гаркалин чудо как хорош во всех своих четырех воплощениях.

«Ширли-мырли», реж. Владимир Меньшов
Фото: Кадр из фильма

Даже артисты, со скепсисом относившиеся к своим ролям в фильме Меньшова, спустя время поняли, что ошибались. Гаркалин рассказывал, что в начале нулевых ему как-то позвонила Чурикова. Сказала, что пересмотрела фильм и он ей неожиданно понравился. А еще похвалила себя, заявив, что с годами играет свою тетю-маму Прасковью Алексеевну все лучше.  

{{ label }}






популярные комментарии
#
А мне этот фильм безумно нравится. На цитаты весь разобран, как и все фильмы Меньшова. "Из всех тюрем пишет, вспоминаю, мама, вашу капустку". "В доме должны быть и мясные закуски" Шедевр!
#
А вот такая же история. Поначалу мне фильм тоже не очень понравился, зато сейчас смотрю его с величайшим удовольствием.
#
Фильм - гениальный. Смотрела его в концертном зале «Россия» в 1995 году. Была премьера. Зал хохотал так, что стены тряслись, а многие валялись под креслами.. Меньшов опередил время. Салтыков- Щедрин был бы доволен.!!!!
#
#comment#
0 / 1500