"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

Мультфильму «Ледниковый период» — 20 лет: рассказываем, при чем тут «Король Лев», «Маугли» и Олимпиада

О мультижанровом миксе, скрытой рекламе зимних видов спорта и христианской морали – в видеорецензии «7ДнейКино».
Святослав Бирючин
|
31 Августа 2022
2002
комедия, фэнтези, приключения, семейный
Режиссер Карлос Салдана, Крис Уэдж
США
IMDb7.5
Кинопоиск8.0
7.8

Вспоминая сегодня мультфильм «Ледниковый период» (2002), трудно отделаться от сколь субъективного, столь и навязчивого удивления: неужели с момента его премьеры и правда прошло 20 лет? Ведь это было вчера

"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

Отбросив в сторону бесполезные стенания стареющего миллениала, начну с того, что на заре 2000-х гг. настолько экзотичные герои и миры, как в «Ледниковом периоде», еще не были мейнстримом мировой анимации, но в компьютерном сегменте обретали все б?льшую популярность – прежде всего, благодаря успеху «Шрека» (2000) и проектов студии Pixar. Первые части «Истории игрушек» (1995, 1999), «Приключения Флика» (1998) и «Корпорация монстров» (2001) показали, что качественная драматургия позволяет создать интересную историю буквально о ком угодно и где угодно. При таком рассмотрении уже не поражаешься, кому пришло в голову сделать временем действия в коммерческом мультблокбастере Ледниковый период, а ключевыми персонажами – мамонта Манфреда (он же – Мэнни), наземного ленивца Сида (то ли мегалоникса, то ли мегатерия) и двух столь непохожих саблезубых животных – крысобелку Скрата и тигра-смилодона Диего.

"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

Строго говоря, «Ледниковый период» представляет собой отличную смесь роуд-муви, бадди-муви, романа воспитания и классической драмы (как, скажем, оскароносные «Человек дождя» (1988) и «Запах женщины» (1992)), но, стремясь управлять эмоциями зрителей, авторы виртуозно жонглируют самыми разными жанрами. Разрывающая ледник трещина нагнетает саспенс, замерзшие во льдах хищники привносят в действие элемент хоррора, а застывшая по соседству летающая тарелка передает привет уфологам и добавляет нотки научной фантастики. В то же время замена пеленки «отцами-неумехами» отсылает к семейному кино, прерванная Манфредом близость Сида с соплеменницами намекает на несостоявшуюся романтику-эротику, прорыв ленивца с арбузом-«мячом» в «слоу-мо» сквозь толпу дронтов пародирует американский футбол и пафос голливудской спортивной драмы, а, говоря про экшн, нельзя не отметить удачный выбор сеттинга.

Мир истории буквально создан для захватывающих дух аттракционов и на полную эксплуатирует всевозможные обрывы, гейзеры, вулканы, пещеры и ледники. Внимательный просмотр показывает, что мультфильм справедливо расценивать как скрытую рекламу зимних видов спорта: от прыжков с трамплина до бобслея, от скелетона до фристайла, от фигурного катания до слалома. Кстати, зимние Олимпийские игры 2002 года, если кто запамятовал, проходили не где-нибудь, а в американском Солт-Лейк-Сити, и завершились всего за несколько недель до мировой премьеры «Ледникового периода».

"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

Режиссерская находчивость и сценарное остроумие авторов заслуживают отдельного упоминания. Так, некоторые переходы к новым эпизодам органично используют визуальные элементы предыдущих сцен, наскальная живопись «оживает» и превращается в мультфильм внутри мультфильма, выполняющий функцию флэшбэка, тропический эпилог лихо переносит зрителя сразу на 20000 лет (!) вперед от основного повествования, Скрат вынужденно и не слишком продуктивно играет с главными героями в «крокодила», прозорливый Манфред, проходя мимо Стоунхенджа, отмечает: «Современная архитектура – это на века», а, когда дронты начинают дружно маршировать в стиле салаг-морпехов из «Цельнометаллической оболочки» (1987), сдержать улыбку становится еще труднее.

"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

Сквозным лейтмотивом, пронизывающим историю и закольцовывающим ее композицию, становится сюжетная линия Скрата и его многострадального желудя. Скрат отделен от главных героев, сплотившихся в разношерстную компанию ради коллективной цели, и на протяжении всего фильма в одиночку решает сугубо эгоистическую задачу – сохранить свой многострадальный желудь. Индивидуалист Скрат, по сути, единственное животное «Ледникового периода», лишенное навыка речи: ему некогда, не с кем и незачем разговаривать, ведь он всецело занят делом, касающимся только его одного. Не потому ли он все время терпит фиаско, а труд его – сизифов, что один в ледниковом поле не воин? Приключения Скрата и его желудя, конечно, смешат аудиторию, но все же основную комическую нагрузку в фильме на себя берет Сид, созданный авторами на контрасте с реальностью: если современные ленивцы, коих можно лицезреть в зоопарках и ТВ-шоу о дикой природе, малоподвижные меланхолики, то в «Ледниковом периоде» их дальний предок гиперактивен, жутко болтлив и без конца попадает в разного рода передряги, зачастую становясь их непосредственным источником.

"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

Брошенный сородичами на произвол судьбы, Сид не зря становится компаньоном Манфреда, тоже лишившегося семьи, но по иной причине. Сид, Мэнни, с некоторых пор – Диего и в некотором смысле – Скрат, в сущности, такие же неприкаянные, одинокие и никому, кроме них самих, не нужные сироты, как и герои нашей последней видеорецензии – Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк и ее крыска Лариска. Что же до Сида, то, несмотря на доброе сердце (именно он убеждает Манфреда спасти малыша и вернуть его людям), болтливый зверек является очевидным аутсайдером не только в собственной семье (как конкретная личность), но и в животном мире (как представитель своего вида). С огорчением замечая, что ленивцев никогда не изображают на пещерных рисунках и отказывают им в праве претендовать на память после смерти, Сид пытается самостоятельно увековечить существование себе подобных наравне с хищниками.

"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

После выхода фильма критики небезосновательно вменяли в вину сценаристам слабую проработанность персонажей людей (они здесь пассивные и глубоко второстепенные объекты действия – за исключением, пожалуй, матери малыша), а также нелогичное поведение Мэнни. Но если мораль мультика расценивать как христианскую, что находит подтверждение в сюжетной арке Диего, то посыл авторов становится понятен. Если смилодоны прямо декларируют мотив мести людям за убитых сородичей и не собираются отказываться от своей звериной природы, то Манфред, увидев наскальный рисунок и вспомнив собственное детство, опирается не на гневную связь «ребенок человека – будущий враг», а на милосердную аналогию «невинный детеныш человека = невинный детеныш мамонта» и предлагает извечному двуногому оппоненту с копьем в руке примирение, дающее (иллюзорную) надежду на (эпизодическое, но) бескровное сосуществование видов.

"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

Беспомощный малыш в этой модели не более, чем связующее звено, образующее единую сюжетную цель для главных героев: Мэнни и Сид по одной причине, Диего – сначала по другой, но позже – по этой же, заинтересованы в том, чтобы ребенок остался цел и невредим. При этом исходная мотивация персонажей претерпевает классическую для таких фильмов метаморфозу: ввязываясь в приключение с одним целеполаганием, они завершают его с совершенно неожиданным для каждого из них исходом – увлекательный внешний путь приводит к серьезным внутренним изменениям. В данном случае – стремясь вернуть малыша семье, герои обретают свою собственную, а Диего к тому же переосмысляет прежние ценности.

"Ледниковый период", 2002 фото
"Ледниковый период", 2002
Фото: кадр из мультфильма

Пересматривая детище Blue Sky Studios спустя годы, замечаешь отчетливую, но не вполне очевидную в беззаботном детстве связь мультика с киплинговским «Маугли» и «Королем Львом» (1994). По сути, «Ледниковый период» это свободная вариация на тему, что было бы, если бы Тимон и Пумба вернули Симбу еще малышом выжившему Муфасе, а Симба и Муфаса при этом были бы людьми. То, насколько талантливо выполнена эта вариация, трудно подвергнуть сомнению. И даже трезвое осознание того, что экранные акторы «Ледникового периода» – стародавние покойники (в главных героях здесь сплошь представители вымерших видов, которых нет на Земле минимум тысячи лет), не мешает наслаждаться этим мультиком и респектовать его создателям и двадцать лет спустя.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров