«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый, фото
{{ label }}

«Джентльмены удачи» удачи не принесли...

Знаменитую комедию снял забытый зрителями режиссер, покончивший с собой.
Джентльмены удачи
Джентльмены удачи
1971
комедия, драма, криминал, детектив
Режиссер Александр Серый
СССР
IMDb8.5
Кинопоиск8.5

В этом году легендарная комедия «Джентльмены удачи» отмечает полувековой юбилей. В народной памяти осталось не так много советских представительниц этого жанра, снятых малоизвестными режиссерами. Гайдай, Рязанов, Данелия, Меньшов, Захаров, Климов – эти знаменитые кинематографисты и их комедийные творения у публики на слуху. Между тем, «Джентльменов удачи», сценаристом и худруком которых был Георгий Данелия, срежиссировал его товарищ и сокурсник Александр Серый – человек, которого среднестатистический отечественный зритель вряд ли знает по фамилии и помнит в лицо.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый, фото
«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый
Фото: Кадр из фильма

Отсидевший в молодые годы за драку и покончивший с собой во времена жуткого забвения, Серый был не самым типичным советским режиссером. Такой же нетривиальной, если приглядеться повнимательнее, получилась и его комедия. Начиная с нарочито несоветского слова, вынесенного в название, продолжая неудачным повешением одного из героев и заканчивая уголовными разборками, доходящими в сюжете до летального исхода. И если, скажем, у Шукшина в «Калине красной» убийство происходит за кадром, то у Серого Доцент сбрасывает подельника с крыши прямо на глазах у зрителя. Экшн в стиле «Головокружения» Хичкока, только здесь речь не про американский триллер.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый, фото
«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый
Фото: Кадр из фильма

Многократно показанный по телевидению, затертый до дыр и выученный наизусть несколькими поколениями зрителей, фильм Серого сегодня трудно анализировать вне категорий «массовое кино» и «народный хит». Тем не менее с ним не так все просто: тут вам и мотив двойничества, где Доцент – своего рода доппельгангер Трошкина, и прямое влияние на более поздние образцы жанра, и драматический бэкграунд героев, изредка проглядывающий сквозь комическую обертку.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый, фото
«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый
Фото: Кадр из фильма

Названная авторами «нелирической», комедия Серого местами трогательна до неприличного. Каждому из участников основного актерского квартета в сюжете дарована своя минута славы, точнее – минутка человеческого. Евгений Иванович во время «ограбления» собственной квартиры с грустью разглядывает фотографии любимых ребятишек из детского сада. Феде до слез обидно, что его пристыдили при встрече с детдомовским другом. Васе совестно за недостойные поступки и уход со стези добродетели. Гаврила Петрович тоскует по оставленной семье.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый, фото
«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый
Фото: Кадр из фильма

При просмотре «Джентльменов удачи» не поражаешься, а воспринимаешь как должное филигранные актерские работы и то, как органично совершенно разные артисты сочетаются в одном ансамбле. Это тоже заслуга Серого.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый, фото
«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый
Фото: Кадр из фильма

Евгений Леонов играет человека, который, в свою очередь, сам вынужден притворяться другой личностью. Обаятельный экранный тезка Леонова Евгений Иванович, живущий с пожилой матерью, как Юрий Деточкин, по сути, заочный союзник рязановского героя в борьбе с несправедливостью. Обычный советский гражданин, добровольно ввязывающийся в крайне опасную для себя авантюру во имя общественного блага и берущийся за неблагодарное дело перевоспитания уголовников: где, как не в комедии, убедить зрителя принять на веру столь крупную драматургическую условность?

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый, фото
«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый
Фото: Кадр из фильма

Георгию Вицину, который у Гайдая выступал в тройке с Никулиным и Моргуновым, не составило труда (по крайней мере, так кажется) перевоплотиться из жалкого писклявого труса в хриплого угрюмого вора и столь же гармонично вписаться в квартет к новым партнёрам. Что уж говорить про знаменитый диалог о памятнике, который ведут в такси будущие эмигранты Савелий Крамаров и Олег Видов. Бесконечно далекие друг от друга по актерскому типажу и темпераменту, они навсегда покинут Советский Союз в начале 1980-х, оба начнут новую жизнь на Западе и там же ее закончат уже после распада их родной страны.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый, фото
«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый
Фото: Кадр из фильма

Наконец, «Джентльмены удачи» примечательны тем, что именно они на правах «уголовной» комедии сняли табу на использование воровского жаргона в советском кино. Во всяком случае, прежде так обильно и свободно герои большого экрана по фене не ботали. Более того, бытует мнение, что весёлая комедия про непутёвых уголовников, каждый из которых в глубине души человек неплохой, была обречена на успех в стране, где у каждого мог найтись отсидевший родственник, друг или сосед. Мол, в тоталитарном государстве художественное обращение к тюремно-лагерной теме было актуально, но представлялось возможным только в подобном жанре. Так это или нет, вопрос дискуссионный. Очевидно другое: в очередной раз встречая на кино- или телеэкранах «Джентльменов удачи», было бы нелишним вспомнить и поблагодарить Александра Серого за его яркую режиссерскую работу.

{{ label }}

Новости партнеров