Дмитрий Лысенков. Непростой товарищ

Он играет в Театре Наций, «Современнике» и «Приюте комедианта».
Дмитрий Лысенков. Фото
Дмитрий Лысенков
Фото: Мария Зимина

Он играет в Театре Наций, «Современнике» и «Приюте комедианта». Номинант и обладатель статусных театральных премий. Модный, заметный, талантливый. У него рейтинговые проекты, среди которых «Последний богатырь», «Чебурашка», «13 клиническая», «Вампиры средней полосы», «Мастер и Маргарита», «Почка», «Союз Спасения», «Серебряные коньки», «Домашний арест», «Большая секунда» и другие. Перепутать его ни с кем невозможно. Такой краски больше нет.

— Дмитрий, когда мы с вами беседовали четыре года назад, у вас было 60 фильмов, а сегодня 100. Математика впечатляет. Поводов поговорить много.

— Но все задают одни и те же вопросы. Надеюсь, у вас будут какие-то другие.

— Хорошо, тогда давайте поговорим о любви.

— Нет настроения говорить о любви!

— Почему?

— Знаете, все семьи с разной периодичностью переживают кризисы. Кто-то после первого года брака, кто-то после трех лет. У нас он впервые случился после семи лет. Мы в браке уже 14 лет с лишним. И в данный момент есть ощущение, что нас настиг второй семилетний кризис. Я философски к этому отношусь, надеюсь, мы его переживем.

— В браке все должны иметь возможность реализоваться. Вы кочуете из проекта в проект, а ваша жена, прекрасная актриса, нет.

— Мне кажется, у нас другое — усталость от характеров друг друга. Мой характер не сахар — это точно. Я очень деспотичный в быту.

— Тапки должны стоять ровно, и никак иначе?

— Вроде того — и тапки, и все остальное на своих местах. Очень смешные происходили ссоры, как-то пролили компот на диван, он был настолько горячий, что прошел сквозь него и вытек на пол. Истерика началась страшная, просто схватка. Вытирали его вдвоем, одновременно ругаясь. А часов через шесть уже смеялись до слез над самой ситуацией, потому что ерунда стала поводом для какого-то мини-апокалипсиса.

— Со стороны ваша семья выглядит очень гармонично.

— Это со стороны соцсетей, что ли? А кто же там всем делится? Ну разве только Анна Семенович и Ольга Орлова все рассказывают в соцсетях... Кстати, пролитый компот со временем стал прекрасным смешным воспоминанием и поводом для хохота.

Дмитрий Лысенков
Не рассчитываю, что на меня посыплются роли джеймсов бондов. И эротическую сцену вряд ли предложат. Но для таких, как я, и в 60 лет большой список роскошных ролей. Кому нужны стареющие красавцы?
Фото: Мария Зимина

— Чувство юмора — это спасательный круг в браке.

— Оно нас всегда спасало. Но иногда покидает. И вот когда это случается, начинаются разговоры «Давай уже разойдемся».

— Надеюсь, этого не произойдет, вас очень многое связывает — дети, проекты. Вы же до сих пор вместе играете в спектакле Богомолова «Преступление и наказание» в «Приюте комедианта»?

— Да, но на сцене мы совсем мало взаимодействуем. И вообще очень мало пересекались как партнеры в других общих спектаклях, которые играли до этого в Александринке.

— Какая Маша актриса?

— Хорошая. Очень. И объективным подтверждением тому служат все еe театральные награды: номинации на «Золотую маску», «Золотой софит», премия «Прорыв», премия Правительства Санкт-Петербурга за ее спектакль по Платонову. Ее талант отмечен профессиональным сообществом, не только мной.

— Почему какие-то хорошие актрисы и актеры реализуются стремительно, а у кого-то не идет? От чего вообще зависит актерская судьба?

— От многого. Машина судьба могла сложиться гораздо лучше: она вышла из института с двумя главными ролями, которые остались в репертуаре Молодежного театра. Но она решила оттуда уйти. Уйти в никуда. Это решение, конечно, было неправильным с точки зрения построения карьеры. Потом ее пригласили в Александринский театр, где мы и познакомились. И дальше случился декрет. А тут уже особое отношение у руководства Александринки ко всем, кто уходит в декрет, — это считалось предательством; все рожавшие актрисы попадали в опалу, и моя жена в их числе. Но даже если бы мы предполагали такую реакцию, думаю, все равно приняли бы решение рожать детей, а не служить Александринке верой и правдой. Я очень Маше за это благодарен!

— Как вы поняли, что Маша — ваш человек?

— Сразу. Я служил в театре, Маша только туда пришла. Попали в один спектакль — я играл Гамлета, а ее взяли в массовку. Мы впервые поцеловались после премьеры. Я стал назначать свидания. Иногда приходил к Маше, она снимала комнату в коммуналке. Я помогал ей с косметическим ремонтом — рамы нужно было покрасить. И я их красил. А Маша красила шкаф. Она в этой комнате недолго прожила, довольно быстро переехала ко мне, и необходимость снимать жилье отпала. Мы поженились 11 января, в первый день после новогодних каникул. Красивая дата получилась: 11.01.2011. Меньше чем через год у нас родилась старшая дочь София. В роддом мы поехали вместе, к вечеру я ушел играть «Укрощение строптивой». Маша, кстати, в этом спектакле тоже потом играла. Он стал знаменательным для нашей семьи: именно после премьеры «Укрощения» ночью я сделал Маше предложение. Это было примерно через полгода после знакомства. Романтики никакой — ни цветов, ни колец. Мы вообще люди не очень романтичные. Как-то в нашей жизни все само собой происходило... Потом вторая дочка, Алиса, родилась. Я вообще думаю, что мы встретились, чтобы появились на свет наши дочки.

— Что прекрасного в Маше кроме того, что она очень красивая?

— Она красивая, очень добрая и вообще светлый человек, в отличие от меня. Я же скорее мрачный, хотя хотел бы быть светлым. Возможно, не зря ответственен за всех отрицательных персонажей в нашем театре и кинематографе.

— Но многие персонажи у вас симпатичные и добрые, например в «Большой секунде».

Дмитрий Лысенков
Весь актовый зал в школе хлопал чеховскому водевилю «Предложение», в котором я играл. Вот это меня и подкосило. Если человек выходит на сцену и у него получается, ему аплодируют, это сильно отравляет его
Фото: Мария Зимина

— Есть редкие отдушины. Такие персонажи делают человека лучше. Когда шли съемки «Большой секунды», была какая-то прекрасная жизнь и вне съемочной площадки, дома. Я стал каким-то идеальным, добрым, ласковым и так далее. Видимо, мои плохие персонажи все равно накладывают отпечаток. Хотя, конечно, это не так. Просто проявляется усталость от организации работы. То есть либо идеальные условия труда на площадке у Шамирова на «Большой секунде», либо адские на каком-нибудь другом сериале. Они и формируют мое настроение. И вот с этим настроением и усталостью я возвращаюсь домой. Поэтому вечно недовольный отец и муж в семье присутствует чаще, потому что условия труда тяжелые в большинстве случаев. Я легкий в компании, а дома нет сил на фонтанирование. Ты как будто не видишь в этом надобности. А может, и зря.

— То есть дома вы скучный?

— Я брюзга. Брюзжу по любому поводу: «Вы не закрыли шкафчик! Я что, слуга, что ли, за всеми убирать, прибирать и приводить все в порядок? Давайте и вы будете доделывать». Я так бубню, а они вздыхают: «О боже!» Вот наши вечера.

— Какой вы папа?

— С малышами было просто и весело. У нас были бурные игры. Теперь дочки старше, и я вдруг обнаружил, что мне трудно с подростками, особенно другого пола. С 13-летней дочкой поговорить особенно не получается. На вопрос «Как дела?» — она в ответ: «Нормально». И все, никаких рассказов. С мамой еще как-то, а с папой особенно не поделишься своими переживаниями.

— Папе достаточно говорить: «Какая ты замечательная и классная».

— Это я говорю. Но мне кажется, она всерьез не очень воспринимает мои похвалы.

— А вы хвалите?

— Ну если за дело, то да.

— Но можно же и за красоту похвалить.

— Тут скорее так происходит: «Перестань краситься, ты и так красивая, перестань портить себя этими своими намазками, которые твоя подружка тебе все время дает». Сейчас я уже спокойнее стал относиться к этому, но разрисовывание лица, начавшееся в 11—12 лет, мне не нравится... Эта подруга как кукол раскрашивает всех: и девочек, и мальчиков, а они и рады намалеваться.

— Вы говорили, что больше всего в жизни вас привлекает смешное и красивое.

— Да, я именно на это обращаю внимание. Я люблю естественную красоту, если говорить о женщинах.

Дмитрий Лысенков
Я не против играть комедию, если это не чепуха от кавээнщиков. Вообще, я соскучился по хорошим комедиям. А еще мне хочется чего-то остросоциального, что раньше делал Юрий Быков
Фото: Мария Зимина

— Что еще в мире вам кажется красивым?

— Природа, архитектура. Люди редко. Я стараюсь, чтобы их вокруг было как можно меньше. Устаю от людей. Меня редко кто восхищает.

— Расскажите об этих исключениях. Я так понимаю, среди них Перельман, портрет которого у вас сейчас напечатан на майке.

— Перельман, да. Но крут он главным образом не тем, что доказал гипотезу Пуанкаре, а тем, что отказался от денег за это доказательство. Его устраивало, что он в «Пятерочку» ходил в Купчино со своей авоськой. Аскеза. Я не думаю, что он приятный человек, но тем, насколько может быть не в струе, он меня восхищает. Тоже, по-моему, как и я, социофоб, но в значительно большей степени.

— Мне кажется, вы пропустили какую-то свою прекрасную жизнь, когда отказались от идеи поступать на программирование. Сидели бы под пальмой где-нибудь в Азии или в Норвегии на фьорде, смотрели вдаль и были свободным человеком.

— Программировать очень скучно. Усидчивость — это нормальное качество, во мне присутствующее, но не до такой степени, чтобы долго делать какую-то унылую работу. Нет, я бы не смог. В итоге меня какой-нибудь КВН затянул бы и все равно я бы пришел туда, куда пришел.

— Значит ли это, что есть судьба, предназначение?

— Видимо, есть. Но в моем случае это была цепочка выборов, я же сам принимал решение, куда подавать документы.

— Почему вы решили стать актером?

— Я выступал в школьных постановках. Они были успешными. За монолог Барона из «Скупого рыцаря» на городском конкурсе получил премию, мне было 14 лет. А перед этим весь актовый зал в школе хлопал чеховскому водевилю «Предложение», в котором я играл Ломова. Вот это меня и подкосило. Мне кажется, если человек выходит на сцену и у него получается, ему аплодируют, это сильно отравляет его. Тщеславие и желание успеха — как наркотик. Нравится нравиться.

— Какие у вас еще были увлечения?

— Я занимался цитрусоводством. Но это было вынужденно. Я-то пришел на станцию юннатов, потому что хотел с животными работать, был в своем воображении доктором Айболитом, а там свободных животных не осталось, места с хорьками были заняты. Мне достались лимоны. Я пошел с условием, что перейду к хорькам, если освободится место. Место не освобождалось, животные нравились не только мне... Но, знаете, запах возле клеток был настолько мощным, что долго бы я там не протянул. Лимоны пахнут приятнее...

— Но цитрусоводство не могло тягаться со сценой.

Дмитрий Лысенков
Дмитрий Лысенков в фильме «Последний богатырь. Наследие», 2024 год
Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Start

— Конечно! Сцена победила. Надо понимать, что в девяностые выбор актерства как профессии был очень сомнительным. Однако мысль поступить в театральный закралась в мою голову. И я попробовал. Прошел с первого раза, причем на курс при Театре Ленсовета, после которого точно обещали трудоустройство.

— Набрела на информацию, что в 16 лет при поступлении вы собирались читать отрывок про Понтия Пилата из «Мастера и Маргариты». Я это представила и улыбнулась...

— Не вы одна. Геннадий Рафаилович Тростянецкий, который сидел в комиссии, когда я сообщил, что буду читать, сказал: «Сделай вот так, — и оттопырил уши руками. — Ну какой ты Понтий Пилат?» Он заставил меня читать какое-то стихотворение, как если бы его читал Хлестаков. Меня брали как комика.

— Но в итоге в театре вы играли и играете множество серьезных ролей — трагических, драматических. Это в кино у вас в основном комедии.

— Я не особенно страдаю, не против играть комедию, если это не чепуха от кавээнщиков. Вообще, я соскучился по хорошим комедиям. А еще мне хочется чего-то остросоциального, что раньше делал Юрий Быков, снимая фильмы «Дурак» или «Майор». В такое бы кино попасть. Пока не предлагают.

— Но в жизни все возможно. В ней вообще случаются вещи из разряда чудес. У вас что-нибудь подобное было?

— Связь времен в моей жизни — вот это чудесно и удивительно. Я никогда не мог представить, что буду стоять на одной сцене со Смеховым, Любшиным и Нееловой. Я никогда не мог представить себе, что Марлен Хуциев будет вручать мне почетный приз жюри за роль в «Кабаре». А вы поймите, что Марлен Мартынович — это человек, который снимал еще «Весну на Заречной улице»! И вот такая связь поколений и времен, которая со мной случается, мне чудесна и дорога, и в этом смысле я ощущаю в себе даже какую-то ответственность за продолжение традиций и хочу перенять эстафетную палочку, может, потом кому-то удастся ее передать, о господи! Мне все время предлагают преподавать...

— Чем люди, которых вы перечислили, отличаются от людей вашего поколения?

— Неожиданный вопрос. Они отличаются в выгодную сторону: больше занимаются делом, чем тусней. Это представители другого времени, которое мне более симпатично, чем наше, когда нужно быть там, там, там, везде — и всюду успеть, и нигде по-настоящему ничего не сделать, но просто везде поуспевать: и на чужой премьере, и на своей, и тут сфотографироваться, и там в одежду какую-то нарядиться, выложить фотосессию. И чем больше тебя в информационном поле, тем твоя карьера успешнее.

Юра Борисов не тусовщик и открытых соцсетей у него нет.

— Да, не тусовщик. Он домашний, для него важна семья. Редко куда-то ходит. Но он при своей избирательности весьма общителен. Юра простой и добрый парень, а я злой и непростой.

— Вы не раз уже сегодня назвали себя злым. В чем это проявляется?

— Меня многие вещи раздражают в нашем мироустройстве, поэтому я и злой. В нашем прекрасном парке, где я гуляю с собакой и наслаждаюсь природой, курьеры разъездили все дорожки. Все лесопарки они превратили в какую-то трассу Дакар. Раздражают бомжи, которые ломают 70-летние лиственницы и костры из них жгут. Раздражает многое. Я нетерпимый человек, вот что.

Елизавета Юрьева и Дмитрий Лысенков
Елизавета Юрьева и Дмитрий Лысенков в спектакле «Живой Т.», Театр Наций, 2021 год
Фото: Ира Полярная/Пресс-служба Театра Наций

— Неравнодушный, может быть?

— Неравнодушный. И нетерпимый. Ведь можно не сразу делать замечание после того, как кто-то колесо повернул в сторону газона, а я без паузы ору: «Куда?!» И подобные реакции — это не мудро, для начала.

Я неудобный человек для многих, в том числе и для продюсеров, они не хотят со мной дружить. Даже те, кто считается с моим мнением.

— Но почему же вы в таком случае так много снимаетесь?

— Спрос!

И, кстати, не всегда мои съемки — это проекты мечты. Вы думаете, здорово полгода жизни на «Чебурашку 2» потратить? Или на какое-то продолжение продолжения? Это скучно.

— Но вы же в Сочи на съемках «Чебурашки» жили, это прекрасно.

— Я ненавижу Сочи. Вот опять! Я понимаю, как это дико звучит — «Ненавижу Сочи!». Но это правда. Не переношу этот южный рыночно-ларечный уклад жизни. Меня как будто машина времени забрасывает в подземные переходы девяностых, где вечный базар был на каждой станции метро, я терпеть это не могу. А там такой уклад до сих пор существует.

— Послушайте, Чебурашка — наше все.

— Ну, честно говоря, что там играть? После Свидригайлова, Раскольникова, Арбенина играть Лариона смешно. Там три задачи — рассердился, испугался, удивился. Детское кино, сказка.

— Самые лучшие фильмы — это детские, особенно если это «Гарри Поттер». Чтобы не отупеть, когда играешь продолжение продолжения, что вы делаете?

— Приятным бонусом к этим съемкам были экспедиции не только в Сочи, а еще и в некоторые красивые места. И в свои выходные или до съемки можно было залезть на какой-нибудь перевал Пыв или полюбоваться озером Мзы. Это красиво.

Путешествия, конечно, это хорошо. Но в первую очередь мне хочется играть интересный материал. Это у меня было важным условием, еще когда я только начинал свой путь.

Дмитрий Лысенков и Евгения Борзых
Дмитрий Лысенков и Евгения Борзых в фильме «Большая секунда», 2021 год
Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Start

— А деньги, узнаваемость?

— Ни разу. С тем, что денег не будет, я смирился еще на стадии поступления. Примеров, что артисты могут зарабатывать, в Театре Ленсовета, к которому мы относились, было всего три: Трухин, Пореченков и Хабенский — и все.

— Вам было к чему стремиться.

— Я к этому не стремился, потому что не хотел играть в ментовских сериалах.

— Но все же вы в них играли, просто не главные роли.

— Так там все питерские артисты снимаются. Другого способа подработки и не было. Приезжают какие-нибудь москвичи снимать, и тебя зовут бегать каким-нибудь эпизодическим злодеем.

— Были у вас когда-нибудь мысли: «все, ухожу из этой профессии»?

— Нет. Настолько плохо никогда не было, чтобы бросать. Но я знаю, что в моей большой фильмографии 60 картин — чепуха. Зато заработал на дачу под Питером и квартиру купил в Москве. Как-то обеспечил благосостояние ближнего круга семьи. Это для меня очень важно.

— Почему?

— У меня же голодное детство. Вернее, нищее — конец 80-х — начало 90-х годов.

— Это правда, что вы ведрами носили какие-то объедки из школы?

— Да, пищевые отходы из школьной столовой. Раньше их возили на свинофермы, а потом колхозы развалились, и отходы стали раздавать собачникам. Родители были собачниками. И вот мы со всего микрорайона с ведрами тянулись к школе в определенный момент. В ведра сбрасывали объедки. Я не понимал этих странных, почему-то сытых детей, которые не доедают кашу и пюре с мясом. Наверное, где-то на продбазах в это время работали их родители.

— Зато собачкам было хорошо.

Дмитрий Лысенков
Фото: Мария Зимина
Мария Зимина. Фото
Мария Зимина
Фото: Ника Бунина

— Собачкам было хорошо, я им даже в этом смысле завидовал, потому что мясо с пюре не всегда были в моей жизни в тот момент. Собаки спасали бюджет нашей семьи. Родители в девяностых лишились работы, а собаки требовались для охраны промзоны. Люди шли в комплекте со своими псами. У нас были служебные овчарки.

— Теперь понятно, почему у вас есть пунктики: я должен это, это...

— Не то что должен, я хочу. А родные еще и отказываются, понимаете?! Отец не хочет новую квартиру, не желает переезжать из Купчино. Все довольны какими-то малыми житейскими радостями. А мне хочется, чтобы все жили лучше, раз уж у меня есть возможность это устроить.

— А что лично вам нужно для комфорта?

— Ничего. Но в идеале — двухкомнатная квартира, где бы я мог находиться один. Одна комната — кабинет-гостиная, вторая — спальня. И чтобы меня никто не беспокоил и была возможность работать. В идеале такую квартиру иметь рядом с основной в этом же доме или в соседнем. В Александринке у меня была гримерка, где я находился совсем один, там мог учить роли. А в нашей трехкомнатной квартире нет тихого угла. У каждого ребенка по комнате, но они все равно в какой-то момент идут к тебе. И иногда очень хочется уединиться. Сейчас, когда требуется, я выхожу гулять с псом и брожу по парку. Там бормочу.

Но знаете, если вообще помечтать, то я бы хотел жить где-то в лесу в загородном доме. А в идеале — на берегу моря.

— Я представляю почему-то, что живете вы довольно аскетично. Одеваетесь наверняка в хэбэ?

— Да, мне важно только одно: чтобы было удобно. И вы угадали — чтобы все хлопчатобумажное. Я не могу синтетику носить. Мучаюсь со всеми этими художниками по костюмам и в театре, и в кино, потому что физически неприятно надевать на себя какую-то ерунду.

— Что вы обязательно берете на съемочную площадку? У многих барышень есть так называемый тревожный чемоданчик — а там подштанники с начесом, что-то от прыщей...

— Вообще, группы обеспечены всем необходимым, в том числе термобельем. Но я все равно на зимнюю съемку беру свое термобелье и стельки. У меня есть рюкзак небольшой, в котором лежит расписание на три месяца, чтобы я в любой момент мог отвечать на вопросы, можете ли вы тогда-то и тогда-то быть у нас. Все написано от руки на листах А4, чтобы я видел картину целиком, а не ежедневник листал. А еще косметичка, такая маленькая сумочка из какого-то самолета, в ней маникюрные ножницы, книпсер, зубная нить, зубная щетка, паста, расческа, беруши, чтобы можно было где угодно поспать и не слушать чужие разговоры. А еще таблетки от головной боли, потому что довольно часто у меня болит голова из-за перемены давления, которое бывает, особенно когда потепление.

— Многие считают, что артист — это не мужская профессия. Не будем углубляться в историю и рассуждать, что раньше мужчины играли все роли, в том числе и женские. У артиста весь набор, который считается женским: желание нравиться, ревность к партнеру, истеричность.

— Истеричность я бы назвал психоподвижностью, и она должна проявляться на площадке, а в жизни нет. Поэтому не вижу повода прощать артистам какие-то срывы, на которые почему-то закрывают глаза. Вы профессиональные люди или нет? Какие в этом плане могут быть прощения? Но это реальность: очень много артистов — самовлюбленные нарциссы. Зачастую именно люди, которые грешат самолюбованием, идут в эту профессию. Более того — даже становятся успешными.

— Неужели в вас совершенно нет самолюбования?

Дмитрий Лысенков
Дмитрий Лысенков, Мария Зимина и Алексей Ингелевич в спектакле «Преступление и наказание», театр «Приют комедианта», 2024 год
Фото: Андрей Парфенов/пресс-служба театра на садовой «Приют комедианта»

— Я не очень понимаю, чем мне любоваться-то в моем случае, я же не Кирилл Зайцев.

— Вам часто говорили, что у вас специфическая внешность?

— Мне не говорили впрямую это никогда, но от третьих лиц я слыхал. Хотя мне все равно. Я же не девочка, мне-то что переживать?

— Я слышала, вас называют нашим Пьером Ришаром, потому что вы смешной, обаятельный и умный. Приятно ведь, когда хвалят?

— Когда хвалят, приятно, а кому же неприятно? Но, кстати, я не очень люблю французскую комедию как жанр, мне английский юмор ближе. Ни разу не смеялся, когда смотрел комедии с тем же, например, многими любимым Луи де Фюнесом.

— Кто вас восхищает из мирового кинематографа?

— Не знаю. Гораздо больше советские артисты, особенно из БДТ и «Современника» в период расцвета этих театров. Борисов, Копелян, Лебедев, Басилашвили, Юрский, Евстигнеев, Ефремов, Табаков, Смоктуновский. Еще в детстве нравился Сергачев, который Кащея играл в сказке. Это, конечно, большие мастера.

— Есть у вас какие-то планы, амбиции? Вы же вряд ли просто плывете по течению и в первую очередь устраиваете комфортный быт для своей семьи.

— В данный момент именно этим я в первую очередь и занимаюсь — устраиваю комфортный быт. Я слишком долго не имел его и теперь, на пятом десятке, вынужден заниматься. Увы, иногда это приходится делать с помощью не самой интересной работы. Но все еще впереди. Для таких характерных артистов, как я, и в 60 лет большой список роскошных ролей. Стареющие красавцы и герои-любовники — кому они нужны? А у характерного артиста такая палитра персонажей в мировой драматургии! Я надеюсь, что и в кино таких ролей получу сполна, хотя там меньше шансов, чем в театре, что появится что-то большое в солидном возрасте. Правда, у Броневого случились «Простые вещи». Это так классно, что вдруг на восьмом десятке приходит грандиозная роль. Но это же не от меня зависит.

— Не страшно, что так много в профессии зависит не от вас?

— Это самое неприятное в актерстве. Ты можешь долбиться в запертые двери, стучаться головой о стену — ничего не изменится, все происходит волею случая. Счастливый случай в актерской профессии — очень важный элемент.

— Счастливый случай в вашей жизни — это что?

— Для начала это поступление в театральный институт. Дальше счастливый случай — то, что я пришелся ко двору в Александринском театре. До этого неплохо работал в Театре Ленсовета, играл главные роли, но там большой драматургии и больших режиссеров не приходило. А потом я попал в Александринку, которая была визитной карточкой российского театра, мы ездили на зарубежные гастроли по всей Евразии, работали с крупными режиссерами, в том числе и мировыми, которые ставили только мировую классику, и не было никаких проходных пьес типа «вот только вчера написали и давайте, может, поставим». А мне еще доставались главные роли. Конечно, это тоже счастливый случай — в этот момент в театре не было артистов, которые могли бы составить мне конкуренцию. Они тогда либо ушли, либо еще не пришли. Мне не понадобилось сидеть на скамейке запасных.

Дмитрий Лысенков. Фото
Дмитрий Лысенков
Фото: Мария Зимина
Дмитрий Лысенков. Фото
Дмитрий Лысенков
Фото: Мария Зимина

В кино тоже случай. Дебют произошел благодаря цепочке знакомств. Нелли Аркадьевна Бродская, старой закалки ассистент режиссера по актерам (сейчас эту должность называют кастинг-директор), пришла на зачет по речи, посмотрела, вызвала меня на пробы, режиссер утвердил на главную роль в фильм «Челябумбия». А худруком там был Сергей Снежкин. Он потом стал снимать сериал «Убойная сила», позвал меня, обрил налысо. На этой «Убойной силе» я познакомился с Сергеем Мелькумовым, продюсером. А дальше они со Снежкиным запускали «Белую гвардию», куда снова меня позвали. Там я знакомлюсь с Федором Бондарчуком, поскольку был его основным партнером. А дальше Бондарчук с Мелькумовым делают «Сталинград». И Бондарчук зовет меня туда. По роли снайпера Чванова меня многие знают. Вот такая цепь случайностей.

— Вам повезло. Кстати, не слышала, чтобы Бондарчук хвалил артиста так неистово, как вас, когда вы пришли к нему на одну из передач «Кино в деталях».

— Да? Мне кажется, он всегда добродушен к тем гостям, которых приглашает... А дальше и продюсеры начали присматриваться: «Вот, есть артист, которого Федя хвалит», — и стали как-то обращать внимание. И в комедию «Бедные люди» меня утвердили только после того, как состоялся «Сталинград». В пилоте снимался другой артист, а потом долго искали главного героя. Меня сначала туда даже не рассматривали: Жанна Кадникова, режиссер «Бедных людей», приносила мою фотографию продюсеру и автору Антону Зайцеву, но тот только после «Сталинграда» согласился вызвать меня на пробы. А приглашение в «Домашний арест» произошло потому, что авторы этого проекта видели «Бедных людей». Все связано.

— Сейчас многие занимаются спортом, правильно питаются и придерживаются ЗОЖ. Раньше среди артистов такого не наблюдалось, теперь немодно пить и кутить, все зависают в спортзале с протеиновыми коктейлями. Все в полной боевой готовности ко всем ролям — от боевика до эротики. А вы как-то специально следите за своей физической формой?

— Бегал, когда позволяло время. А теперь мое колено и поясница сказали: «Не надо бегать», — так что я только хожу. Пес мне в помощь! Конечно, этого мало. Но я и не рассчитываю, что на меня посыплются роли джеймсов бондов. И эротическую сцену мне вряд ли предложат.

— Вы так уверены, потому что у вас появились щечки и бочка?

— Нет. Я, кстати, своим дополнительным наеденным килограммам очень благодарен. Многие утверждения последних лет состоялись только потому, что я пришел к соответствию реального возраста и внешнего вида. Хорошо, когда молодо выглядишь. Но нехорошо, когда в сорок предлагают роли 20-летних. Сейчас, к счастью, я дорос до ролей отцов.

— У вас такие же проблемы, как у Стаси Милославской, она говорит: «Прекратите мне давать роли 19-летних...»

— Стася немножко преувеличивает — у нее еще есть запас некоторое время. А я реально уже дважды отец, а часто играл каких-то пацанят. Если бы я вернулся сейчас на десять килограммов назад, меня бы не утвердили во многие проекты, например в тех же «Телохранителей», где у моего героя взрослая дочь. И то Ангелина Стречина (она снималась в роли моей дочери в пилоте), когда увидела меня на съемочной площадке, спросила: «Вы мой отец?!» Я говорю: «А что тебя смущает?» Ей казалось, что я неприлично молодо выгляжу.

— Вы когда-нибудь рисковали ради съемок своим здоровьем? Может, скакали на коне под пулями?

— Пули же ненастоящие, какой риск? А вот в театре я получил серьезную травму на спектакле «Заговор чувств»: монтировщики недовезли декорацию, я повредил четырехглавую мышцу бедра, она порвалась, и натекла кровь, а надо было ехать под Новгород на съемку фильма «Перегон» Рогожкина. Там, вообще, меня трудно в кадре найти, но штука в том, что все стоят в строю довольно долго. Военное время. А у меня рана не закрылась внутренняя, кровотечение так и шло, и нога постепенно разбухла, уже и ниже колена. В итоге я не мог стоять. Меня повезли в травмпункт со смены, там наложили гипс. Я выпал из съемочного процесса на какое-то время. А потом были досъемки: прыжки из самолета. Гипс сняли, но нога не гнулась по-прежнему. Первый дубль я как-то ухитрился приземлиться лишь на одну здоровую ногу. Но фильм на пленку снимался, обязательно нужны запасные дубли — а вдруг соринка?.. И два других раза я приземлялся менее удачно, с пронзительной болью в негнущемся колене. Перед глазами все моментально побелело, как вспышка. Да и снаружи я стал белым. Но это риск не жизнью, а здоровьем.

А в «Убойной силе» меня посадили без прав за руль. На жесткую сцепку прикрепили, едем мы по узкой лесной дороге, канава с одной стороны, канава с другой стороны, а сбоку камера стоимостью как двухкомнатная квартира. Погоня! И надо играть, что ты нервно оглядываешься, а на дорогу не смотришь. Это, конечно, опасно, даже если права есть. В какой-то момент второму оператору пришлось прыгнуть с заднего сиденья и буквально выкрутить руль: если бы он этого не сделал, лежали бы мы все в кювете.

Но в целом никаких физически тяжелых задач кино мне не ставило. Ну была верховая езда, но это не как у ребят в «Тихом Доне». В «Последнем богатыре» я скачу на коне, так там просто шаг, никакого галопа. Риск только один: что лошадь тебя укусит за колено, если ослабишь вожжи.

Дмитрий Лысенков
Хочу премьеру на большой сцене. Я избалован большими пространствами. И подхожу под них лучше. Я такой острый и такой энергии артист, что запирать меня в коробочку камерной сцены невыгодно
Фото: Мария Зимина

Я предусмотрительно не рискую. Говорю: «Вам все равно, а у меня двое детей, я единственный кормилец в семье, так что, ребята, выпадать из окна будет кто-нибудь другой».

— Я правильно понимаю, что в космос, как Юлия Пересильд, вы бы не полетели?

— Меня укачивает мгновенно. Поэтому с мечтой стать космонавтом я расстался еще в возрасте десяти лет. Но если бы не укачивало, тоже не полетел бы. Все же есть мера ответственности за своих детей. Я не могу ради профессии пожертвовать всем.

И я не вижу ничего потрясающе притягательного в этом космическом путешествии. Столько на нашей планете интересного, что меня совсем не манит просто побывать в какой-то консервной банке, которая болтается вокруг Земли. Я еще не видел Южной Америки! А я бы хотел всю ее объехать, все Анды обойти. Даже в Антарктиде хотел бы побывать. Смотрел недавно фильм про нее. Конечно, довольно однообразный пейзаж, но все равно есть вещи, которых нигде в другом месте не увидишь. Ради профессии не могу всем пожертвовать.

— Что у вас в работе на этот год?

— Два фантастических фильма. Вернее, один сериал, а другой полный метр. По мотивам Стругацких и Беляева. Так что из сказки я перешел в фантастику, это, может быть, поинтереснее будет. Кроме этих проектов, надеюсь, уже наконец-то состоится третий сезон «Вампиров средней полосы», должны быть, наверное, третьи «Телохранители» и еще несколько проектов.

— В одном интервью вы говорили, что у вас страшный недосып. Вам удалось с ним справиться или это непреодолимо?

— Я выспался в новогодние праздники, но меня настигла другая напасть — выгорание, потому что приходилось делать много того, что неинтересно. Но я знаю, как снова загореться.

— Как?

— Встретить людей, которые вдохновляют. Как Шамиров.

Еще хочу премьеру на большой сцене. Я избалован большими пространствами. И главное, что подхожу под них лучше. Я такой острый и такой энергии артист, что запирать меня в коробочку камерной сцены невыгодно. Вот, жду...

— Могли бы оставить актерскую профессию и заняться чем-то другим?

— Я не хотел бы этого делать. Разве что в случае крайней нужды. У меня такая благодатная профессия, жизнь — полный пансион. И кинокорм тебе привезут, и спать уложат в вагончике, и побреют, и загримируют, а артист может даже дрыхнуть в этот момент. Да, такие избалованные ребята мы, артисты.

Дмитрий Лысенков
Перельман крут главным образом не тем, что доказал гипотезу Пуанкаре, а тем, что отказался от денег за это доказательство. Его устраивало, что он в «Пятерочку» ходил в Купчино со своей авоськой
Фото: Мария Зимина

— Какие у вас поклонники? Кто узнает, подходит, просит сфотографироваться?

— Самые разные люди. Разброс фильмов же большой. И мужчины, и женщины всех возрастов. Родители подводят детей, потому что идентифицировали меня как Цвыря из «Последнего богатыря» или Лариона из «Чебурашки», а детям узнать меня сложнее, когда я не в гриме. Хотя случается.

— Возможно, они потом будут говорить: «Мы выросли на ваших фильмах».

— Не исключено. Так некоторые люди театра говорят: «Мы выросли на ваших спектаклях». Но сегодня дети спокойно на меня реагируют. Когда я за своими девочками прихожу в школу, нет ажитации. Одноклассники знают: это папа Алисы и Сони, артист, снимается в кино.

— Какие у девочек интересы, способности?

— Старшая здорово танцует, хотя и охладела немножко к своему хип-хопу. Сейчас ее главный интерес — общение со сверстниками, она любит гулять какими-то компаниями, не быть дома, а если и быть, то обязательно какой-нибудь кучкой. Социализация.

— Но это прекрасно, сейчас столько одиноких детей, подростков и молодежи, что это и слава богу.

— Конечно, ничего плохого я в этом не вижу, они по крайней мере отрываются от телефонов, когда друг с другом ходят. Хотя умудряются друг другу писать, даже находясь на расстоянии двух метров. Это такой вид общения. Мне принимать подобное трудно, но психологи объясняют: смиритесь, они другие и общаются иначе.

— А какие таланты у младшей дочери Алисы?

— Она очень любознательная, ей все интересно. Возможно, это благодаря тому, что она учится в частной школе с полуфинской моделью образования, где одна из целей — сохранение интереса к учебе.

— Возможно, любознательность в ней не от школы, а от вас?

— Возможно. Мне действительно многое интересно. Я интересуюсь самым разным. Если вдруг меня какая-то тема зацепила, но я не понимаю, как это работает, обязательно разбираюсь, читаю, смотрю все по теме, чтобы понять. Изучаю картину мира, что-то для себя открываю. Мне интересно и на звезды смотреть, когда я на даче, там небо очень ясное и видно всю карту звездного неба. Я вот хочу купить телескоп. Пока у меня только микроскоп.

А еще мне интересна история. Я достаю список литературы из вуза, выбираю какую-то тему, например Великую французскую революцию, и читаю, слушаю лекции и смотрю программы про нее. Хотя меня больше увлекает история своей страны. Сейчас мы с младшей дочерью делали доклад о кругосветном путешествии Крузенштерна, и я стал читать о всяких русско-тлинкитских войнах. Это завоевание русскими Америки — с Аляски и ниже, до Форт-Росса. Там территории, которые были завоеваны Российской империей. Но интересно, что мы это никак в школе не проходим. А ведь, между прочим, тоже завоевание Америки! Масштабы, правда, у нас гораздо меньше, чем у англичан, испанцев и португальцев, но тем не менее эти страницы истории присутствуют и у нас. Там шло несколько войн с местными индейскими племенами.

Дмитрий Лысенков
Счастье — мгновения. Если в этом состоянии постоянно пребываешь, ты, наверное, идиот. Равно как и в состоянии несчастья. Долго так не протянешь. У меня все уравновешено. Поэтому и депрессии я оставил в 20-летии
Фото: Мария Зимина

Еще я люблю географию и все, что связано с путешествиями.

— Это гены, ведь у вас отец топограф.

— А еще его родители — мои бабушка и дедушка.

— Меня восхищает то, как вы фотографируете природу — всяких жучков-паучков, мхи, травы, листики.

— Мне иногда пишут подписчики в соцсетях, что это терапия: «Вы — наш антистресс!» Я отвечаю: «Пользуйтесь!» Кто-то мне признается: «Я у вас все фотографии на фотообои себе забрал на телефон». Говорю: «Пожалуйста». Я же для того и выкладываю, чтобы поделиться этим с подписчиками».

— У вас довольно много подписчиков, особенно для человека, который совершенно не развивает соцсети.

— Кто эти сто тысяч человек? Хотя это неважно, я просто им рад.

— Вы счастливый человек?

— Наверное, счастливый. Иногда накатывает прямо эйфорическое состояние. И оно всегда связано с детьми. Когда к тебе подходит твой ребенок и просто обнимает, ты испытываешь счастье. Счастье — мгновения. Если в этом состоянии постоянно пребываешь, ты, наверное, идиот. Равно как и в состоянии несчастья. Долго так не протянешь. У меня все уравновешено. Поэтому, наверное, и депрессии я оставил где-то в своем 20-летии. Из-за безответной любви лежал, слезы лил. Но вены не резал, в отличие от других моих однокурсников... Нынче бывает тоскливо и скучно, но не более.

— Как спасаетесь, если вам скучно?

— В основном пережидаю, и становится поинтереснее. Ставлю все на паузу и жду. А жизнь-то все равно идет, и она меняется. Если ты не в состоянии ее поменять в данный момент, подожди, она сделает это сама.

— Какие у вас ежедневные радости, допустим, если выходной?

— Пью кофе, гуляю с собакой долго. Я хожу размеренно, а пес наматывает круги. Вечером можно выпить бокал вкусного вина и посмотреть с женой кино. Фильмы обычно предлагает Маша, потому что она следит за новостями кино, у меня нет для этого времени. А если мой свободный день и выходные детей совпали, да еще и погода хорошая, можно поехать куда-нибудь, например по ВДНХ побродить. Но только если нет никакого массового гуляния, иначе просто кошмар. Если праздник, я сразу уезжаю из города. Вот такой я непростой товарищ.

Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Клава Кока
автор песен, певица, видеоблогер
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель