— Марина, мальчишки, ваши внуки, уже большие — двенадцать лет и пять. Дмитрий застал младшего внука?
— Нет, он родился через десять дней после того, как Димы не стало. Его назвали тоже Димой... В этом году он пошел в театральный кружок, и у преподавателя случился шок, когда узнал, что у него в группе Дима Брусникин.
— И как ему в пять лет занятия в театральной студии?
— Говорит, что интересно. Так что, может, артистом будет.
— Ваше расставание с актерской профессией случайно произошло или это был трудный выбор?
— Нет, это произошло само собой, органично. Я стала делать спектакли в МХТ, со временем Табаков перевел меня на должность режиссера, но еще оставались спектакли, я их доигрывала. А потом их убрали из репертуара, и я перешла в режиссуру, ни разу не вспомнив об актерстве и не пожалев.
Но если предложили бы интересную роль — и в кино, и в театре, я с удовольствием поработала бы снова. Но это никому уже не приходит в голову, потому что Марина Брусникина — в другой профессии. Ничего с кино особо интересного не возникло даже в молодости, на пробы не бегала, если звали, то ходила. Случались какие-то сериалы, но это так, по мелочи.
Я инертна, что судьба дает, то беру. Другое дело, что шанс не упускаю. Когда я сделала свой первый спектакль, мне показалось это случайностью. Но дальше пошли предложения, мне предлагали и предлагали ставить новые спектакли, так я поняла, что делаю нужное, востребованное и все это уже не случайность.
— Осенью состоялась премьера фильма Светланы Проскуриной, где вы сыграли главную роль. Почему решили согласиться?
— Привлекло, конечно, имя режиссера. Это замечательный, уникальный, ни на кого не похожий режиссер, который всю жизнь снимает артхаус. У Светланы Проскуриной множество наград — и международных, и фестивальных. Это очень талантливый человек, не изменяющий себе ни в чем и никогда. Несколько лет назад она позвала меня в свой предыдущий фильм «Воскресенье» с Алексеем Вертковым в главной роли, на эпизод. Я удивилась и с радостью согласилась.
Когда я была студенткой, училась курсе на втором, меня уже звали на пробы к режиссеру Светлане Проскуриной. Я хорошо запомнила молодую женщину со светлым каре и ту нашу с ней встречу. Проб не было, мы разговаривали.
В итоге предложения работать не прозвучало. И вот через 1230 лет мне говорят, что с вами хочет пообщаться режиссер Светлана Проскурина. Это было как раз «Воскресенье». Приехала. Светлана Николаевна позже мне сказала, что именно тогда она поняла, что в следующем фильме я сыграю главную роль.
Новый фильм, «Первая любовь», получился интересным, с совершенно неожиданным финалом.
— Вы сказали, Марина, что спокойно воспринимаете уход своих спектаклей из жизни театра. Можно сказать, что вы вообще умеете прощаться с кем-то, с чем-то?
— Я рано поняла, что нам тут ничто не принадлежит, что нет ничего вечного. Отношусь к этому как к данности.
Такое понимание случилось еще при жизни Димы. А подтверждением моим ощущениям стала его смерть... Все быстротечно, ничто невозможно удержать и удержаться самому. Поэтому я отношусь, как мне кажется, спокойно к тому, что уходят спектакли. И к перемене участи — тоже спокойно. Во всяком случае, мне хочется так думать.