Марина Брусникина: «От Табакова я готова была терпеть что угодно»

«Мои к нему любовь и уважение безграничны. К тому же наш опыт сотрудничества всегда был...
Алла Занимонец
|
03 Февраля 2024
Марина Брусникина
Марина Брусникина в спектакле «Гроза», МХАТ имени Чехова, 1996 год
Фото: из фондов Музея МХАТ

РАМТу уже больше ста лет, за это время выросло несколько поколений, и нынешние бабушки и дедушки, которые приводят к нам на спектакли внуков, сами выросли в этих стенах. Уверена, что им будут интересны истории кумиров. К актерам зачастую относятся как к небожителям, а это просто люди, с проблемами, о которых мало кто подозревает.

«Здесь дом стоял» — это о нашей с вами общей истории, о совпадениях и пересечениях судеб. Это память молодых об ушедших предках. Многие не успевают поговорить со стариками в своей семье — некогда, неинтересно, а потом поздно. Остается сожалеть, что история семьи как будто в тумане, набросками.

— Марина, вы говорите о том, что зрители не воспринимают актеров как обычных людей, скорее как небожителей. А как было с вами, когда вы окончили Школу-студию и были приняты в труппу МХАТа? Вашими коллегами оказались те, имена которых знала вся страна.

— Знаете, я мало перед кем благоговею. Не знаю почему, но я сразу восприняла всех народных и знаменитых коллег как живых людей, с их прелестями и недостатками. Были, конечно те, кого я неимоверно уважала и поэтому боялась. Это и Олег Николаевич Ефремов, и любимейший Андрей Васильевич Мягков, и Ия Сергеевна Саввина, женщина невероятная, острая на оценки. Меня сразу ввели в «Чайку», где играли Смоктуновский, Евстигнеев, Мирошниченко, Андрей Попов, Невинный... Люди-легенды, но я перед ними не дрожала. Нет.

— Для молодой девушки это удивительно... Вам приходилось попадать на острый язык Ии Саввиной?

— Да, и часто. Ия Сергеевна была эмоциональной женщиной и человеком настроения. Но мы дружили, она очень любила Диму Брусникина, и много-много лет мы были вхожи в ее дом, это было время чудесного общения.

— Каким вам, Марина, запомнился Ефремов?

— Он был умным и эрудированным, невероятно много читал, много знал, глубоко и серьезно думал о профессии. Ефремов — философ-исследователь. Таких в нашей профессии мало... Он боготворил Станиславского, мне кажется, знал о нем все досконально.

Олег Николаевич был невероятно въедлив, вдумчив, скрупулезен. Он никогда никого из нас не хвалил, потому что не видел предела, конечного результата, которым можно быть довольным. Ефремов — мощнейшая фигура в русском театре, настоящий реформатор. Неудивительно, что он создал свой театр (речь о театре «Современник». — Прим. ред.). Ему всегда надо было что-то ломать, нарушать, он без этого не мог. Даже в классической пьесе переставлял текст местами. Позже такое новаторство вошло в моду. При этом Ефремов ломал не с позиции — я художник, я так вижу, а оставался в позиции создателя. Он договаривался с автором об изменении конструкции пьесы.

Ефремов был революционером и нас воспитывал так — «не ходите, не смотрите, что там у других, там все плохо, неправильно, там мертвый театр». Одни мы были живыми. Смешно! Но понятно, что мы ходили, смотрели, дружили со студентами других курсов и других театральных институтов.

— Вы упомянули и Андрея Мягкова, как своего учителя. Каким он был?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая