Вадим Андреев: «Я крепкий ремесленник»

Худсовет в полном составе выступил против моей кандидатуры. Только Роговой что-то во мне рассмотрел...
Виктория Катаева
|
01 Февраля 2021
Съемки фильма «Конец Света с последующим симпозиумом»
Грянула перестройка и мэтров отечественного кино начали вовсю гнобить. Фильм Лиозновой «Конец света с последующим симпозиумом» размазали в прессе, на телевидении показали один-единственный раз. Съемки фильма «Конец Света с последующим симпозиумом»
Фото: В. Мастюков/ТАСС

— Что ты время теряешь, все равно меня утвердят!

Говорю:

— Понимаю. Но все-таки схожу.

И вдруг утверждают меня! Испытал радость и ужас одновременно. Судите сами. Съемки восемь месяцев. Главный герой. Из кадра в кадр с огромными монологами. Подробные по полдня репетиции. Присутствуют артисты, режиссер и Петр Катаев — любимый оператор Татьяны Михайловны. Она спрашивает:

— Петечка, ты посмотрел мизансцену?

— Да, — отвечает, — теперь надо пройтись по точечкам.

— Вадим, пройди быстро, — обращается Лиознова уже ко мне.

Прохожу «быстренько». И — о ужас!

— Что это такое?! — гремит Лиознова. — Что за отношение к профессии? Непозволительно!

— Но вы же сказали «быстренько».

— Не имеет значения — играть надо как в последний раз! — Играю «как в последний». Она снова недовольна: — Сейчас на репетиции бездумно выплеснешь всю органику и ничего не останется для кино!

Не знаешь, чего ждать в следующую минуту: а может, она нарочно доводила? Ведь играл драматурга на грани сумасшествия. После очередного выплеска Татьяны Михайловны чувствовал, что сам становлюсь душевнобольным, а седые волосы стали появляться уже не только благодаря гриму.

Картина была готова, смонтирована. В СССР еще показать не успели, а уже пригласили на творческие встречи в дружественную ГДР. Представлять ленту отправились мы с Татьяной Михайловной. Жена отвезла нас в аэропорт.

Я прежде не бывал за границей: ходил глазел. Лиознова оставалась в гостинице. По одному из местных кабельных каналов крутили нашу картину, и она смотрела. Отправились на очередную творческую встречу на север Германии. В машине Татьяна Михайловна полдороги молчала и вдруг с горечью произнесла: «Я совсем не то сняла, о чем пьеса. Это комедия абсурда — а я сделала всерьез». С нами ехал сопровождающий из посольства. Я к тому времени уже был известным артистом. Он меня расспрашивал о ВГИКе, о кино, я отвечал, а Лиознова то и дело бросала в мой адрес: «Кому это интересно?! Что ты несешь?!»

Вернулись в Москву. Моя Галя встречала в аэропорту. Ехали в гробовой тишине — режиссер сухо пресекала любые попытки завязать диалог. Довезли ее до дома на улице Алабяна. Лиознова молча взяла свою сумку и вышла из машины, даже не попрощавшись.

Долго не общались. Хотя я пытался, звонил... «Чего тебе? — отвечала. — У меня все хорошо». И бросала трубку. Год после этого не звонишь, наберешь — снова натыкаешься на стену. И я звонить перестал. Так вышло, что фильм «Конец света с последующим симпозиумом» оказался последним в ее творческой биографии — на телевидении показали один-единственный раз. Да, возможно, не самая лучшая ее работа — но все равно фильм большого мастера. Однако грянула перестройка и мэтров отечественного кино начали вовсю гнобить. Кулиджанова сняли с поста первого секретаря Союза кинематографистов. Картину Лиозновой размазали в прессе. Она попыталась оправдаться в одном из интервью: мол, большая ошибка картины — это выбор главного героя.

Прошло много лет. В 2004-м позвонили с телевидения:

— Снимаем юбилей Лиозновой и хотим собрать ее учеников, приходите.

Удивился:

— Мы давно не общаемся, и я не уверен, что она будет рада меня видеть.

— Татьяна Михайловна сама попросила, чтобы вас пригласили, — ответила редактор.

Съемки проходили в ресторане гостиницы «Советская». Всюду камеры. Кто-то сообщил, что Лиознова уже подъезжает. Все та же редактор сказала, что у Татьяны Михайловны плохо с ногами: «Она просила, чтобы вы встретили ее у машины и помогли пройти в зал».

Я спустился к машине, открыл дверь, помог выйти. Обнялись. Думаю: сволочь я со своей гордыней! Должен был настаивать на общении, не хочет разговаривать по телефону — ехать к ней домой. Зная непростой ее характер и помня, сколько она для меня сделала: пестовала, воспитывала... Она же как родитель. На маму же не обижаются. В последние годы довольно часто заезжал. Татьяна Михайловна тяжело болела, почти не ходила, ужасно стеснялась своей немощности.

1 2 3 4 5 6 7
Как очистить память телефона без удаления фото и приложений — справится любой
Как бы ни увеличивали производители емкость памяти смартфонов, но зачастую ее все равно не хватает. Желательно иметь минимум 256 ГБ, но даже этого может быть недостаточно, особенно при большом количестве приложений и медиафайлов. А что делать владельцам устройств с всего 32 ГБ?

Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица