В шквале критики едва слышался голос нового директора музея Жака Мюландера, пытавшегося внушить, что Лувр уже давно превратился в старомодную галерею, не отвечающую духу времени, что он задыхается от наплыва людей и отсутствия свободных площадей. Если посетители сворачивали с протоптанного маршрута от Венеры Милосской до Джоконды, намереваясь попасть в раздел египетских древностей или французских романтиков, — они часами блуждали в поисках нужного зала.
«Сейчас возможности Лувра, мягко говоря, на пределе, — объяснял Мюландер. — Посмотрите сами — стена из спин, толкотня перед каждой картиной... В Лувре легко заблудиться. Не спасает даже самый доходчивый путеводитель. Признаюсь: я только с третьего раза стал ориентироваться в лабиринте залов, коридоров, переходов и лестниц». Музей требовалось перестроить, чтобы увеличить его экспозиционные площади и пропускную способность.
Весной 1985 года к Лувру двинулись бульдозеры, экскаваторы и бетономешалки. Парижане с ужасом наблюдали, как выворачивали историческую брусчатку и выдирали с корнем столетние деревья. По мере углубления котлована под будущую пирамиду нарастал общественный скандал. В департаменте исторических памятников заявляли, что пирамида в самом центре города — нелепость... На прилавках появилась книжка, принадлежавшая перу трех анонимных искусствоведов, где авторы пылко разоблачали «великий обман великого Лувра». Газеты продолжали сыпать проклятия, специалисты негодовали. И только элегантно одетый господин невозмутимо посматривал на происходящее сквозь толстые стекла очков и улыбался загадочной восточной улыбкой...
Архитектор Йо Минг Пей (в другой транскрипции — Юймин Бей. — Прим. ред.) родился двадцать шестого апреля 1917 года в семье банкира в китайском Кантоне (нынешнем Гуанчжоу), окончил престижную англиканскую школу в Шанхае и получив студенческую визу, в 1935 году эмигрировал в США. Там поступил в архитектурную школу при Пенсильванском университете, но быстро разочаровался в традиционном архитектурном образовании: он бредил модернизмом, открыв для себя Ле Корбюзье. Пей перевелся в Массачусетский технологический институт, где начал изучать проектирование. Впоследствии техническое образование очень пригодилось в работе. Как никто, он умел виртуозно сочетать сложные инженерные решения с архитектурными изысками.