Они снова и снова с радостью и потрясающим упорством возвращаются к тем страшным страницам, которые называются «большой террор». Миллионы погибли, а они снова и снова боготворят «эффективного менеджера». Этот спектакль — память и предупреждение. И еще память о прекрасном режиссере Галине Борисовне Волчек. Спасибо ей и за эту маленькую, но очень любимую роль.
— В фильме «Гараж» вы произносите монолог о человеколюбии. Со своего рода проповедью обращались к зрителям и в спектакле Андрея Могучего «Circo ambulante» в Театре Наций...
— Те смыслы, которые Могучий вложил в спектакль, мне очень понятны. Я дорожу возможностью такого высказывания, такого обращения к зрителям. Иногда, произнося этот монолог в звенящей тишине зала, думала, что не понимают, не разделяют, не могу достучаться... И доспехи Дон Кихота не помогали мне.
На последний спектакль мы, актеры, пригласили своих зрителей: актеров, режиссеров, журналистов, писателей, словом, друзей с близкой гражданской позицией, людей, знающих современный театр, читающих метафоры, умеющих оценить яркий театральный язык. Какой это был спектакль! Нас понимали, нас благодарили, это были лучшие в мире зрители, и дивный монолог мой доходил до каждой души, до каждого сердца. Окончился спектакль, мы на сцене обнимались, прощались с нашим чудным спектаклем, друг с другом, плакали: нас оценили!
Я видела в Питере постановки Могучего, восхищалась, понимала его язык. Потрясающий театр, где огромное число актеров говорят на одном языке, работают на одни смыслы, это такая мощная полифония, в которой каждый персонаж имеет свою сольную партию и делает это с предельной самоотдачей.
Хорошо, что Жене Миронову (Евгений Миронов — художественный руководитель Театра Наций. — Прим. ред.) удалось еще раз заманить Андрея Могучего в Москву, в свой театр, и опять откровение — «Сказка про последнего ангела». У меня небольшая роль, но с чудесными текстами. В спектакле играет молодежь, играют талантливо, ничего не боятся и очень многое умеют. Потрясающее поколение пришло. Но! Чтобы это увидеть, нужен такой режиссер, такой учитель. Актер учится всю жизнь.
— У вас бывали неудачи в кино или театре?
— Конечно. Иногда в театре удавалось отказаться от того, что неприемлемо. Это всегда наказуемо и не приветствуется. В кино отказ — потеря денег, а были годы с нищенской зарплатой. Но мы в театре в отпуск сбивались в концертные бригады, ездили по всем городам и весям — это тяжелый труд, зато столько впечатлений! А неудачи, конечно, бывали чаще, чем удачи.