Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды

Двадцатого ноября Майе Плисецкой исполнилось бы девяносто пять лет. Я хочу поделиться...
Павел Соседов
|
01 Декабря 2020
Майя Плисецкая
Выпуск «Кармен-сюиты» был сопряжен с большими трудностями. Министр культуры Фурцева категорически не приняла спектакль с его эстетикой, эротизмом и дыханием свободы и на худсовете высказалась критически
Фото: Соловьев/РИА Новости

«Молодой» была Наталия Бессмертнова, исполнительница второй главной партии — Ширин. Наверное, эти слова Асафа запали в душу Майе и стали одной из капель, слившихся со временем в сознании Плисецкой в море неприязни к Мессерерам...

После московской премьеры «Легенды о любви» театр поехал на гастроли в Австрию, но там спектакль Григоровича встретили прохладно — зрители его попросту не поняли. Майю неуспех у европейской публики подкосил. Вернувшись в Москву, она довольно быстро из спектакля ушла. Думаю, это заложило трещину и в отношения с Юрием Николаевичем. Правда, потом Майя еще станцевала в его новой редакции «Лебединого озера». А Наталия Бессмертнова стала женой Григоровича. С этого момента отношения худрука и примы театра Плисецкой начали стремительно остывать и дошли до точки замерзания. Впрочем, так случилось не с одной Майей. В перестройку всех неприкосновенных до той поры народных артистов — Васильева, Лавровского, Плисецкую, Максимову и даже Бессмертнову — худрук отправил на пенсию (жену, правда, сразу же оформил на договор на прежних условиях)...

Характер Майи, ее отношение к людям с годами сильно изменились. И эти изменения были очевидны в первую очередь близким. Если говорить очень условно, то, на мой взгляд, Плисецкая до «Анны Карениной» (речь о балете Щедрина. — Прим. ред.) и после — два разных человека. Любопытное сравнение привел театровед Борис Поюровский, друживший с Майей. Говорил, что был знаком с Одеттой, но однажды пред ним вместо Одетты предстала Одиллия. Я не помню Майю недоброй. Конечно, она прекрасно знала себе цену, но при этом — ни намека на звездную болезнь. В общении всегда проста и коммуникабельна. А вот книга «Я, Майя Плисецкая», написанная ею в девяностые, — злая. Не перечитываю ее. Иногда мне говорят: «У Вишневской автобиография тоже злая». Да, злая. Но в отношении определенных людей, которых Галина Павловна называет пофамильно. У Плисецкой же помимо конкретных людей книга недобрая по отношению к стране. Более того, к ближайшим родственникам. А ведь Мессерерам она обязана жизнью, профессией... Любопытно, что ее отношение к родне по отцовской линии — Плисецким, которые жили в Ленинграде, осталось доброжелательным до конца. Что касается Мессереров — у меня есть ощущение, что кто-то Майину антипатию к ним искусственно подогревал...

Я взрослел, интересы расширялись, появилась работа, уже меньше времени мог уделять и Большому театру, и Майе. А на пике нашего общения случилась такая история. Мы с матерью после ее расставания с отчимом, который нас обобрал, жили крайне бедно. Мама много лет мечтала о пальто с воротником из голубой норки. Когда я начал зарабатывать, появилась возможность сшить ей пальто. Но достать в СССР, главном экспортере пушнины, голубую норку оказалось невозможно. Бились и так и эдак — не можем найти мех. Как-то поделился проблемой с Рахилью Михайловной. Она, видимо, сказала дочери...

В тот день Плисецкая танцевала в «Коньке-горбунке». Было уже четыре часа — собираюсь потихоньку на спектакль. Вдруг звонит Майя:

— Так, к семи идешь ко мне на квартиру. Тебя встретит домработница Катя, я ее предупредила. Будет мой скорняк. Принесет шкурки. Выберешь, что понравится, и возьмешь.

— Майя Михайловна, а как же «Конек...»?

— Сдался тебе этот «Конек...»! Успеешь ко второму действию, если так хочется.

И вот я — обладатель заветных шкурок, после спектакля стою с мешочком у служебного входа. Майя появляется, пробегает мимо толпы поклонников ко мне: «Ну что, как? Взял? Дай посмотреть». На глазах у всех! Этих норок и такого участливо-дружеского отношения Майи мне, конечно, не простили — начали «жрать»... Ведь как в любом «министерстве», между поклонниками Плисецкой наблюдались и ревность, и конкуренция. Конечно, многие завидовали моему «особому положению» — теплому отношению Майи. За спиной стали плести интриги, разводить сплетни. От этой околотеатральной возни становилось не по себе, и в какой-то момент я «самоустранился». На спектакли продолжал ходить, но никак не обозначал своего присутствия. Перестал дожидаться Майю у служебного подъезда. Хотя с Рахилью Михайловной по-прежнему общался.

На спектакли Плисецкой совсем прекратил ходить году в 1980-м. Помню, пришел на «Кармен-сюиту» после некоторого перерыва... Майе было уже пятьдесят пять. И вот самая обычная мизансцена: Кармен стоит в центре, потом поворачивается профилем к зрителю и убегает в кулису. Побежала, а у меня вдруг сердце сжалось: я увидел немолодую, уставшую женщину... Сегодня когда говорят о Плисецкой, первая ассоциация, которая тут же возникает, — Кармен. И памятник ей поставили в этой роли. А ведь «Кармен-сюиту» Майя станцевала в сорок один год, когда балерины уже выходят на пенсию. Да, «Кармен-сюита» была поставлена специально для нее и на ее индивидуальность, но ведь Плисецкая вошла в историю мирового балета прежде всего другими ролями. Она ворвалась на сцену, сметая все правила и устои. В те времена прыжковой техники фактически не существовало — ее в балетные каноны вписала Плисецкая. Да, балерины прыгали, но не существовало понятия «растяжка». Майя же зависала в воздухе в полном шпагате — до нее этого не делал никто. В роли Китри в «Дон Кихоте», в вариации с кастаньетами, Плисецкая в растяжке практически касалась ногой затылка. Ее хореографический рисунок стал эталонным для этого балета и остается неизменным по сегодняшний день. Но из-за того что Плисецкая танцевала Кармен долго, именно эта роль и осталась в памяти людей главной. Про ее работы после «Анны Карениной» говорить не хочется: «Чайка», «Дама с собачкой» были лишь бледными отголосками былого триумфа. Майе Михайловне стоило остановиться раньше. Но она хотела танцевать и держалась за роли, а Щедрин был заинтересован, чтобы его музыка звучала на сцене Большого...

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как выбрать зарядку для смартфона за три шага — смотрите на мощность, кабель и адаптер
Выбор зарядного устройства для смартфона кажется пустяковым делом, однако эксперты предупреждают, что от этого провода зависит не только то, насколько аккумулятор будет восполнять энергию, но срок его службы. Поэтому, чтобы избежать ошибок и выбрать действительно подходящее устройство, следует придерживаться трех основных шагов.

Звезды в тренде

Джиган
певец, рэпер, хип-хоп исполнитель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Юра Борисов
актер театра и кино
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая