Андрей Житинкин: «Есть что-то аномальное в великих актерах...»

В семь вечера у актеров и режиссеров, работающих в театре, автоматически повышается давление....
Марина Порк
|
01 Ноября 2019
Елена Яковлева и Любовь Полищук
Яковлева нервничала, когда поступило предложение сыграть в «Интердевочке» проститутку. Сцену, где Полищук метет двор в ментовке, девчонки подглядели в жизни
Фото: Global Look Press

Женя ни разу не дала мне повода упрекнуть ее в формальном отношении к роли или в предательстве — актеры ведь часто меняют пристрастия. Если Крюкова сказала да, выкладывалась максимально. С ней было легко дружить, Женя — широкой души человек, любила пригласить всех после «Венецианского купца»: «А поедем ко мне на дачу!» Она хорошо готовила, накрывала роскошный стол. В нашу компанию входил кутюрье Андрей Шаров, которого я «отравил» театром, он создавал не только костюмы, но и сценографию многих моих спектаклей. Женя посмотрела, как работают Андрюшины мастерицы, и стала шить сама.

Многие критики спектакля говорили: слишком молода, рано ей играть Каренину. Я возражал: мол, почитайте роман, герои там молодые люди — Каренину сорок семь, Анне двадцать семь, Вронский вообще двадцатилетний мальчишка. Критики перечитывали Толстого и очень удивлялись. Я же не сомневался: Крюкова — стопроцентная Анна, мужчины в зале просто таяли.

На «Милого друга» с Домогаровым в Театр Моссовета ходили в основном женщины. Я шутил: они испытывают в зале эмоции, которых не хватает в быту. С «Анной Карениной» наоборот: мужчины, которые не знали страстей, переживали их в зале, поскольку Анна была страстной натурой, особенно в Женином исполнении.

Некоторые актеры разбрасываются, а Крюкова пока не поставит в роли точку, не сдаст себе экзамен — не берется за следующий проект. Мне не хватает Жени, распределяю роли в очередную постановку и ловлю себя на мысли: тут было бы хорошо, чтобы сыграла Крюкова. Она вошла в мои режиссерские кишки, надо срочно что-то на нее поставить...

Есть актрисы, которые с возрастом становятся интереснее. Одна из них Маргарита Терехова. В «Милом друге» она сыграла Виржини, мать двух взрослых дочерей. В дирекции отговаривали: «Не связывайтесь с ней, она хочет оставаться молодой». Но я был уверен, что Мопассан — ее история. Мы не были знакомы, Рита никогда у меня не играла.

У нее вообще была долгая пауза, режиссеры боялись задействовать ее в постановках. Предыдущий спектакль Терехова репетировала с Виктюком, так и не выпустила, хотя труппа потратила на него год... Рита рассказала мне почему: «Там была недобрая атмосфера, а я чувствительна к отрицательной энергетике. Едва отворачивалась, ощущала, что партнеры говорят про меня гадости». Однажды даже упала на сцене из-за того, что почувствовала спиной недобрый взгляд. Пришла в дирекцию и отказалась от роли. Никто, даже Виктюк, не смог уговорить продолжить репетиции. Ввели другую актрису, с которой Роману Григорьевичу стало скучно. Так что у дирекции были основания на меня давить: «Не берите Терехову!»

Как я ее уболтал, отдельная история. Мы столкнулись на верхней галерее, которая соединяет два здания театра. День был солнечным, свет слепил Рите глаза, она меня не сразу разглядела. А я, поравнявшись, упал перед ней на колени:

— Маргарита Борисовна, вы же понимаете, что Мопассан без Тереховой — все равно что кран без воды.

— Вы кто?!

У меня вытянулось лицо. Терехова улыбнулась:

— Просто валяю дурака. Знаю я вас, мне понравилось, как сказали про Мопассана. Оставьте мне пьесу.

Тут же отнес ей свою инсценировку. Вечером Рита позвонила: «Я буду это играть». Мы ударили по рукам. Для меня было важно, работая с ней, не разрушить атмосферу любви. Партнеров подобрал, чтобы актрисе было с ними комфортно, и не случилось ни одного срыва.

Поразило, как Терехова готовилась к спектаклю. Ее переход на сцену был сакральным. Ставят декорации, наводят свет, все кричат, а Рита, не обращая никакого внимания на монтировщиков, танцует на сцене. Потом выяснил: она пробегала все мизансцены без партнеров, настраивалась. Бесполезно было ее окликать, она никого не слышала. Затем уходила в гримерку и закрывалась, к ней можно было войти только по окончании спектакля.

Меня каждый раз завораживал ее изумительный голос с переливами. «Никогда не стесняюсь добирать дыхание на зрителях, — делилась Рита, — чтобы все видели, какая тяжелая работа быть подлинной, когда эмоции захлестывают». Второй такой нет! Зрители звонили и спрашивали: «Терехова сегодня играет?» Шли специально на нее.

Она излучала бешеную энергетику. В сцене, когда ее соблазнял Жорж Дюруа — Домогаров, они пили шампанское. Реквизиторы предупредили:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но люблю сладкое
Помогут ли сахарозаменители?

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог