Андрей Житинкин: «Есть что-то аномальное в великих актерах...»

В семь вечера у актеров и режиссеров, работающих в театре, автоматически повышается давление....
Марина Порк
|
01 Ноября 2019
Андрей Житинкин и Людмила Гурченко
В свое время Людмилу Марковну не приняли в Театр сатиры, но она взяла реванш: с успехом играла с Ширвиндтом. Премьера мюзикла «Бюро счастья»
Фото: Д. Коробейников/РИА Новости

У меня началась истерика. Удар был страшным, актеры были в таком нервном состоянии, что не могли приступить к репетициям еще полгода. После того как во всех экземплярах пьесы вымарали слово смерть, Александр Пашутин ввелся на роль, которую играл Якут. Спектакль шел много лет на аншлагах.

После ухода из театра Балуева Калигулу играл Олег Фомин. Уже и Фокина не было в Ермоловском, и меня, а спектакль все возили на гастроли. Теперь я не боюсь ставить неизвестные пьесы в России. И никогда не отказываю, если кто-то из стариков обращается с просьбой срежиссировать бенефис к юбилею. Время так скоротечно, оно тает, как снежинки на ладони...

А с Ермоловским вскоре не заладилось, театр раскололся так же, как ефремовский МХАТ. Разрушилась творческая атмосфера, началась конфронтация, и я перешел в Театр Моссовета. Он тогда был грандиозным, в труппе сплошные знаменитости, я еще застал Раневскую и Плятта. Не предполагал, что задержусь там на много лет и буду ставить последний спектакль для Георгия Жженова — «Он пришел» по Пристли, «Венецианского купца» с Козаковым, «Милого друга» с Тереховой и Домогаровым.

Козакова я в свое время видел в «Дон Жуане» в Театре на Малой Бронной и не мог представить, что буду с ним работать. Михал Михалыч эмигрировал в Израиль, открыл агентство, супруга Анна занималась финансовыми вопросами, он — творческими. Именно Козаков пригласил спектакль «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» на гастроли. Мы объездили Хайфу, Иерусалим, Тель-Авив.

Я замечал, что с Козаковым творится что-то неладное, он никак не мог наобщаться. Приглашал нас — Ширвиндта, Гурченко, Державина, Алену Яковлеву, меня — в ресторан, домой, читал Бродского. Смотрел на нас с тоской, какими-то собачьими глазами. Шутил, что объездил всю «Израиловку» вдоль и поперек и больше ему здесь делать нечего. Горжусь тем, что мы вернули его назад.

Михал Михалыч поехал провожать нас в аэропорт Бен Гурион, и надо же такому случиться: в тот день убили премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Мы застреваем в аэропорту, самолеты не вылетают, объявлен комендантский час, кругом ходят автоматчики. Козаков в парусиновых тапочках на босу ногу, легкой рубашке, с рукописью своих мемуаров, читает нам что-то из нее.

Чтобы пассажиры не сошли с ума, буфеты работали всю ночь. Козаков прочитал нам и расположившимся по соседству пассажирам все свои поэтические программы. До утра мы выпивали, шутили, травили анекдоты. Когда объявили посадку, Михал Михалыч прошел с рукописью под мышкой на борт и улетел с нами в Москву. Из своей квартиры в центре — к счастью, не продал ее перед отъездом — позвонил Ане, сказал, что вернулся насовсем, и попросил привезти зимние вещи. Не знаю, что она кричала в трубку (не хотела возвращаться), но приехала следом.

Меня его импульсивный поступок перестал удивлять, когда узнал Козакова поближе. Он рассказывал, как недоснял в Петербурге «Пиковую даму». Уже было готово чуть ли не полфильма, а он убежал с площадки с криками «Она меня убьет!» Уверял: графиня его преследовала, являлась во сне и не только. Козакова уложили в клинику неврозов. Дирекция киностудии объявила, что режиссер заболел, законсервировала картину, обещала открыть, как только выздоровеет, но этого так и не случилось. Недавно я поставил «Пиковую даму» в Малом театре в память о Козакове.

За год после возвращения в Москву Михал Михалыч посмотрел триста спектаклей, в том числе и все мои. Поделился мечтой — сыграть Шейлока в «Венецианском купце». Когда-то он выходил на сцену в роли Гамлета у Охлопкова. Сказал:

— Хочу замкнуть кольцо.

— Михал Михалыч, это невозможно, пьесу не ставят с дореволюционных времен, она в черном списке Минкультуры из-за пресловутого еврейского вопроса.

— Времена поменялись.

Когда мы явились с этой идеей в дирекцию Театра Моссовета, там обрадовались приходу Козакова, но не поверили, что пьеса в стихах способна стать хитом. Я собрал любимых актеров — Женю Крюкову, Андрея Ильина, Анатолия Адоскина, Бобочку — Бориса Иванова, Сашу Ленькова, Лешу Макарова, Александра Голобородько, Геннадия Бортникова. И мы победили! Михал Михалыч абсолютно точно знал, про что играем. Начало спектакля родилось из нашего ночного разговора. Привык к тому, что он звонил в три ночи, читал неизвестного Бродского. Однажды прочел псалом Давида на иврите.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подпишись на наш канал в Telegram
Астрологический прогноз на апрель 2024 года
«Завершающийся март оказался месяцем, невероятно увлекательным с астрологической точки зрения. Но предстоящий апрель готов побить его рекорд. Судите сами!» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог