Франс Халс. Пророчество харлемской ведьмы

Упрямое желание Франса написать портрет Баббе напоминало наваждение. Не спуская со старухи глаз, он вечер за вечером просиживал в таверне.
Антонина Варьяш
|
01 июня 2018
Фото репродукции картины Ф. Халса «Цыганка». 1628—1630 гг. Лувр. Париж
Молоденькую задорную цыганочку, которую удалось залучить в бордель Баббе, Франс написал по просьбе ее подручного — огромного рыжего детины. Фото репродукции картины Ф. Халса «Цыганка». 1628—1630 гг. Лувр. Париж
Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom

Тамошние арбалетчики из роты капитана Рейнира Реаля и лейтенанта Корнелиса Михилса звали художника в столицу: увековечить на холсте их славную компанию. Платить готовы были весьма щедро — по шестьдесят гульденов за фигуру. Конечно, от Харлема до Амстердама путь не так уж близок, но с тех пор как прорыли канал-трекварт, по которому вороные фризские кони день за днем тянули баржи с пассажирами и грузом, добраться из одного города в другой можно было за несколько часов.

Приятели уже наперебой поздравляли Халса с очередным выгодным заказом. Но Франс, съездив на пару сеансов, вдруг ни с того ни с сего заартачился и снова засел в таверне у рыжего боцмана, буркнув, что Амстердам ему не по нутру. Посовещавшись, арбалетчики согласились поднять цену за фигуру до шестидесяти шести гульденов. Но живописец заявил: коли им охота, пускай сами приезжают в Харлем всей ротой, а он с места не тронется — недосуг.

«Не можешь даже один вечер обойтись без своего кабака?» — язвила Лисбет. А Дирк с беспокойством посматривал на брата: уж не околдовала ли его старая ведьма? Упрямое желание Франса написать портрет Баббе и в самом деле напоминало наваждение. Не спуская со старухи глаз, он вечер за вечером просиживал в таверне. А дома вставал к мольберту — исправлять сделанное накануне. Но полоумная все была недовольна и твердила, будто знать не знает уродину, что он изобразил... Завсегдатаи таверны, слушавшие их перепалки, потешались над обоими, и художника по временам душила такая злоба, что он еле сдерживался, чтобы не запустить кружкой ей в голову.

Но сегодня пришла пора поставить точку в их затянувшемся поединке. Ночные кошмары ему совсем ни к чему. Франс Халс — великий портретист, и не пристало какой-то мегере в этом сомневаться! Опрокидывая кружку за кружкой, он чувствовал, как хмель все сильнее ударяет в голову, а решимость рассчитаться со старой каргой за все унижения крепнет с каждой минутой. Подозвав мальчишку-слугу, Халс велел тому сбегать к нему в мастерскую и принести холст, оставленный на мольберте. Пусть Баббе забирает свой еще непросохший портрет и катится ко всем чертям! Плевать, нравится ли ей картина! Но старухи в этот вечер, как назло, нигде не было видно.

Франс ехидно ухмыльнулся. Как пить дать опять мозги съехали набекрень, вот и прячется где-то! Скрестив руки, он положил на них отяжелевшую голову. Коричневые и белые круги заплясали перед глазами, складываясь в уродливую физиономию. Ведьма из давешнего сна снова тянула к нему руки. И тут он явственно ощутил, как ее крючковатые пальцы легли ему на плечо: «Ехал бы ты в Амстердам, упрямец. Ведь удача не будет всю жизнь смирно сидеть у тебя на плече, как моя сова».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
На полпути к диабету
Как понять, что «сахарный» диагноз близко и избежать его

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая