Франс Халс. Пророчество харлемской ведьмы

Упрямое желание Франса написать портрет Баббе напоминало наваждение. Не спуская со старухи глаз, он вечер за вечером просиживал в таверне.
Антонина Варьяш
|
01 Июня 2018
Фото репродукции картины Ф. Халса «Регентши приюта для престарелых». Музей Франса Халса. Харлем
Поджав губы, пять женщин, одетыхв черное, по очереди неподвижно, как истуканы, отсиживали сеансыв полутемном зале и не говоря нислова, удалялись. Фото репродукции картины Ф. Халса «Регентши приюта для престарелых». Музей Франса Халса. Харлем
Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom

После этой истории кальвинистский Харлем стал поглядывать на семейство Халс косо. Масла в огонь подлил и Дирк, который в тот же год, не сумев расплатиться с долгами, сбежал от кредиторов в Лейден. Помешанный, блудница и банкрот в одном семействе — это уж слишком.

И хотя таланту Франса Халса горожане все еще отдавали должное, прощать вчерашнему баловню судьбы вздорный характер, мотовство и чудачества, когда-то благополучно сходившие ему с рук, бюргеры больше не намеревались. Так что когда булочник потребовал с Франса двести гульденов, которых у того не оказалось, с арестом имущества Халса решили не мешкать. Впрочем, описывать оказалось особо нечего: три кровати, матрасы, подушки, дубовый шкаф, стол да несколько картин, среди которых — портрет самого художника и полотно, доставшееся Халсу еще в далекой молодости от его учителя Карела ван Мандера.

...Старый художник наконец выговорился. Баббе давно храпела на соломенной подстилке в углу своего каменного мешка. Франс так и не понял, слышала ли она хоть что-то из его слов. Да и какая, в сущности, разница? Ему вовсе не следовало к ней приходить, чтобы в приюте не судачили лишнего. Да уж больно черно сегодня на душе. Совсем как некогда предсказывала Баббе.

Прикрыв маленькую ставню на зарешеченном оконце, старик направился в обратный путь. Мгла, опускавшаяся на поля и каналы, делала почти осязаемыми одиночество и тишину, с каждой минутой все плотнее смыкавшиеся вокруг. Лишь тени ушедших навеки друзей и покровителей чудились Халсу где-то в темноте.

Последний верный друг — брат Дирк, под конец жизни вернувшийся в Харлем, скончался в мае 1656-го. Новое поколение живописцев, среди которых было немало учеников Франса — Адриан Брауэр, Адриан ван Остаде, Винсент Лауренс ван дер Винне, Юдит Лестер, Ян Минсе Моленар, Йоханнес Корнелис Верспронк, да кроме того четверо (а по другой версии — пятеро) его собственных сыновей, ставших художниками, смотрело на старого мастера как на докучливого конкурента, не в меру зажившегося на этом свете.

Несколько гульденов за портрет — такова была теперь цена работы Халса. Но даже грошовые заказы сделались редкостью. Все чаще клиентами художника становились не уважаемые харлемцы, а приезжие, соблазненные слухами о его былой славе. «Не тот уже старый Франс», — снисходительно усмехались горожане, обсуждая его якобы ставшие слишком темными краски и казавшийся неряшливым мазок.

Чтобы свести концы с концами, все чаще приходилось просить о помощи. Из уважения к прошлым заслугам ему хотя и неохотно, но все-таки шли навстречу: в 1661-м освободили по старости от членских взносов в гильдию, год спустя назначили пенсию в сто пятьдесят гульденов, на следующий год добавили еще пятьдесят монет и единовременно выделили три повозки торфа для обогрева.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но заедаю стресс
Как справиться с лишним весом, когда все идет наперекосяк

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог