Мариус Петипа. Русский француз

Петипа устал от фокусов Матильды. Любовница нескольких великих князей, прима старалась дать понять, кто в театре истинная хозяйка, с упоением предаваясь закулисным интригам.
Владимир Теляковский Директор Императорских театров конногвардейский полковник Владимир Теляковский преданно служил искусству, но, к несчастью, мало в нем понимал. Особенно невзлюбил он Мариуса Ивановича Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

— Папа, а кто будет танцевать Флору? (Речь шла о главной роли в балете Дриго «Пробуждение Флоры».)

— Конечно ты, моя радость, — ответил он. Но на самом деле схитрил: отдал дочери роль весной — в конце сезона, когда публика в театре в основном случайная. А осенью Флорой стала Павлова. Люба с матерью тихо плакали за дверью кабинета главы семейства, но открыто возмутиться не решились. Пришлось Мариусу Ивановичу прогуляться на Невский проспект за двухфунтовой бонбоньеркой шоколада от Крафта — надо было как-то налаживать отношения.

В 1903 году Петипа решил возобновить для Анны «Жизель». В день премьеры и титулованный цветник лож, и чиновная знать партера, и демократичная галерка сгорали от нетерпения. Павлова и балетмейстер стояли в кулисах. Он давал последние наставления, но она уже ничего не слышала — так билось сердце.

— Мариус Иванович, я вас люблю, — выдохнула Анна.

— С Богом, ma bellе.

Балерина перекрестилась и выпорхнула на сцену, старый хореограф не сводил с нее глаз. Поворот лебединой шеи, опущенная головка, натуральное «заикание» в движении — понадобилось всего несколько штрихов, чтобы Жизель зажила на сцене реальной жизнью.

Петипа навсегда остался для Анны великим мастером и художником-чародеем. Став знаменитостью, она не забывала старика и при первой же возможности его навещала. «У меня бывает Павлова и проходит со мной сцены из балета», — сообщил Мариус Иванович журналисту первого мая 1907 года, в день шестидесятилетия своей сценической деятельности в России.

Формальной отставки он так и не получил. Семнадцатого февраля 1903-го из конторы Императорских театров пришло письмо, в котором сообщалось: Николай II «изъявил желание», чтобы Петипа оставался первым балетмейстером до конца жизни с жалованьем в девять тысяч рублей. Однако дирекция во главе с Теляковским по-прежнему ставила палки в колеса. В начале следующего года Мариус Иванович записал в дневнике: «В театре репетируют «Спящую красавицу». Я на репетицию не иду. Меня не уведомляют». В конце января еще одна запись: «На эрмитажной афише «Романа бутона розы» не сказано, что танцы поставлены мной. Есть только фамилия автора декораций, костюмов и т. д. Директор — свинья». И наконец печальный итог: «Моя прекрасная артистическая карьера закончена. А у меня хватает еще сил работать. Между тем, 11 марта мне исполнится 86 лет».

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter


Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Матрос и принцесса

Матрос и принцесса






Новости партнеров


Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Яна Рудковская Яна Рудковская музыкальный продюсер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй