Мариус Петипа. Русский француз

Петипа устал от фокусов Матильды. Любовница нескольких великих князей, прима старалась дать понять, кто в театре истинная хозяйка, с упоением предаваясь закулисным интригам.
Мариус Петипа Когда пятидесятипятилетний Мариус Иванович встретил вторую жену, он «впервые узнал, что значит приятный домашний очаг» Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

По свидетельству современников, большое семейство Петипа было дружным и шумным. Младшая дочь Вера вспоминала: «Отец — очень подвижный, углубленный в свою работу, пунктуальный, весь в своем искусстве. Мама — живая, вся в настроениях, вне времени, очень рассеянная и с большим юмором». К слову, почти все дети связали судьбу с искусством: сыновья стали драматическими актерами, дочери танцевали на сцене. Самой талантливой оказалась старшая дочь Петипа Мария: отец сделал из нее звезду.

В мае 1888 года директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский пригласил хореографа для «серьезного разговора». Пригладив разделенные на прямой пробор волосы и вставив в глаз монокль, неожиданно предложил:

— А не замахнуться ли нам на новый балет, Мариус Иванович? Сочиним с вами либретто, а музыку предложим написать господину Чайковскому.

— Но после неудачи с «Лебединым озером» Петр Ильич зарекся писать музыку для балетов, — напомнил Петипа.

— Попробуем уговорить. Довольно уже Пуни и Минкуса — этих ремесленников от музыки. Хочу, чтобы над нашим балетом работал большой русский композитор.

Тонкий ценитель искусства, Всеволожский давно мечтал о грандиозном спектакле-феерии, который показал бы всему миру неограниченные возможности петербургского балета. Директор возлагал большие надежды на талант своего визави, проявившийся во всю мощь десять лет назад, в 1877-м, когда Петипа поставил «Баядерку» — с экзотическими танцами, изысканной сценографией и завораживающим «Царством теней».

Всеволожский уже нашел литературную основу для своей задумки — сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Бывший дипломат руководствовался политическими мотивами: в русском обществе горячо поддерживали курс Александра III на сближение с Францией.

Чайковский был вплотную занят сочинением Пятой симфонии, но ознакомившись с либретто, тут же сделал первые наброски. «Я буду сочинять музыку к вашей хореографии, а не вы будете приспосабливать хореографию к моей музыке», — написал он семидесятилетнему Петипа и попросил подробный план спектакля. На большом письменном столе Мариуса Ивановича, заваленном бумагами, до глубокой ночи горели две свечи под абажуром: балетмейстеру пришлось сочинять сценарий, в котором помимо содержания и особых пожеланий были обозначены продолжительность танцев в тактах и их метрические размеры.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter


Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Матрос и принцесса

Матрос и принцесса






Новости партнеров


Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Эштон Катчер (Ashton Kutcher) Эштон Катчер (Ashton Kutcher) актер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй