Василий Мищенко. Из породы волков

Лебешев вдруг говорит: «А знаешь, Михалков на тебя обиделся. Спросил, кто играет главную роль у Соловьева, я ответил — Мищенко. «Ну так передай Ваське, что я его никогда снимать не буду!»
Евгений Леонов-Гладышев Начали снимать «Атамана», и вдруг исполнитель заглавной роли Евгений Леонов-Гладышев стал изображать какого-то плохого Хлестакова с нелепыми ужимками. Я испугался: неужели ошибся в выборе актера? Cъемки фильма «Атаман» Фото: В. Матыцин/ТАСС

Политику театра определяла и определяет Галина Борисовна Волчек. Мы с уважением относимся друг к другу, и я безумно благодарен судьбе за то, что когда-то она была моей партнершей в «Ревизоре». Галина Борисовна удивительная актриса. А вот сотрудничество с Волчек как с режиссером у меня не сложилось. Я не сделал с ней ни одного спектакля, хотя были попытки, пробы. Может оттого, что задавал много лишних вопросов? По делу, по роли — но такая въедливость все равно не очень нравилась, как и моя независимость.

Помню, был распределен вместе с Сережей Гармашом на роль Лопахина в «Вишневом саде». Галина Борисовна считала, что Раневская — главная героиня спектакля, ее много лет играет Неелова, но я не соглашался с такой трактовкой. Да еще ей кто-то напел, что Мищенко не подходит на Лопахина по внешним данным. Вот Гармаш, статный, высокий, настоящий герой, — совсем другое дело. И она сняла меня с роли. Лопахина я сыграл лишь раз, когда «Современник» давал гастроли на Бродвее.

Все же свои главные спектакли сделал с Фокиным. Хотя у нас тоже не всегда складывалось ровно. Однажды начали репетировать Ивана в спектакле «Карамазовы и ад», и вдруг Валера объявляет: «Теперь Ивана будет играть Евгений Миронов, а Мищенко — Смердякова». К Жене у меня не было никаких претензий, но это решение вызвало безумную обиду и боль. Я ведь уже освоил роль, и вдруг ее отняли без всяких объяснений! Душевную рану лечил известным русским способом — «ушел в штопор». Когда перестал ходить на репетиции, руководство поставило вопрос о том, чтобы убрать меня из спектакля. И надо отдать должное Валере — он сказал нет: «Если Мищенко не будет занят, откажусь от постановки».

Вызвал меня. Я приехал. Гуляли по Чистопрудному бульвару. Нарезали круги и разговаривали. Фокин велел: «Приводи себя в порядок и начинай работать. Поверь, я тебе так выстрою роль, что не пожалеешь о замене». И образ Смердякова стал одним из лучших в спектакле. Получился многогранный, странный персонаж! Со вторым, третьим планами. Действительно, не пожалел о том, что сыграл его.

Наверное, много себе напортил в жизни в силу характера и привычки резать правду-матку. Уж в театре-то точно. Однажды к нам приехал президент — поздравить с юбилеем и наградить почетными званиями некоторых артистов. Это проходило в фойе. Я стоял недалеко от Волчек, и в какой-то момент она повернулась ко мне и сказала: «Вот, если бы вкладывался в театр как они, тоже сейчас получил бы народного!»

Сначала у меня было четыре роли в год, потом три, две, а с 2001 года — вообще ни одной на протяжении одиннадцати лет. Галина Борисовна была увлечена другими людьми. Все спектакли делались на них, остальные артисты, и я в том числе, предназначались только для их «обслуживания». Помню, Кирилл Серебренников ставил «Сладкоголосую птицу юности» для Нееловой и предложил небольшую рольку. Я отказался категорически. Он вздохнул:

— Как жаль!

— Вы не представляете, как мне-то жаль, что не удастся с вами поработать! — ответил совершенно искренне.

Не хотелось размениваться по мелочам и тем самым переводить себя в другой разряд актеров. Если соглашаешься на роли второго плана, даешь понять, что тебя это устраивает: мол, продолжайте в том же духе.

Однажды попытался поставить спектакль. Устал сидеть без дела и не мог смотреть на бесхозную молодежь, болтавшуюся только в массовке, вот и предложил: «Ребята, давайте сделаем «На дне»! В то время это произведение было необыкновенно актуально — в стране творилось черт знает что. Собрал молодежь в репзале, раздал бумагу: «Давайте прочтем пьесу, а потом вы напишете, кого хотели бы сыграть. Неважно, если окажется несколько человек на одну роль. Все равно станем репетировать». Думал, руководство инициативу поддержит, ну или хотя бы не зарубит. А ее восприняли в штыки. Пошел слух, что Мищенко хочет устроить в театре переворот. Я ведь замахнулся на святое — когда-то Волчек ставила «На дне» и ее спектакль вошел в историю театра. В «Современнике» решили, что повторяться не стоит.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Подпишись на канал 7Дней.ru в



Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Андрей Азовский. Надежда Федосова: народная артистка

Андрей Азовский. Надежда Федосова: народная артистка



Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Бенедикт Камбербэтч (Benedict Cumberbatch) Бенедикт Камбербэтч (Benedict Cumberbatch) актер театра
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй