Василий Мищенко. Из породы волков

Лебешев вдруг говорит: «А знаешь, Михалков на тебя обиделся. Спросил, кто играет главную роль у Соловьева, я ответил — Мищенко. «Ну так передай Ваське, что я его никогда снимать не буду!»
Евгений Леонов-Гладышев Начали снимать «Атамана», и вдруг исполнитель заглавной роли Евгений Леонов-Гладышев стал изображать какого-то плохого Хлестакова с нелепыми ужимками. Я испугался: неужели ошибся в выборе актера? Cъемки фильма «Атаман» Фото: В. Матыцин/ТАСС

Политику театра определяла и определяет Галина Борисовна Волчек. Мы с уважением относимся друг к другу, и я безумно благодарен судьбе за то, что когда-то она была моей партнершей в «Ревизоре». Галина Борисовна удивительная актриса. А вот сотрудничество с Волчек как с режиссером у меня не сложилось. Я не сделал с ней ни одного спектакля, хотя были попытки, пробы. Может оттого, что задавал много лишних вопросов? По делу, по роли — но такая въедливость все равно не очень нравилась, как и моя независимость.

Помню, был распределен вместе с Сережей Гармашом на роль Лопахина в «Вишневом саде». Галина Борисовна считала, что Раневская — главная героиня спектакля, ее много лет играет Неелова, но я не соглашался с такой трактовкой. Да еще ей кто-то напел, что Мищенко не подходит на Лопахина по внешним данным. Вот Гармаш, статный, высокий, настоящий герой, — совсем другое дело. И она сняла меня с роли. Лопахина я сыграл лишь раз, когда «Современник» давал гастроли на Бродвее.

Все же свои главные спектакли сделал с Фокиным. Хотя у нас тоже не всегда складывалось ровно. Однажды начали репетировать Ивана в спектакле «Карамазовы и ад», и вдруг Валера объявляет: «Теперь Ивана будет играть Евгений Миронов, а Мищенко — Смердякова». К Жене у меня не было никаких претензий, но это решение вызвало безумную обиду и боль. Я ведь уже освоил роль, и вдруг ее отняли без всяких объяснений! Душевную рану лечил известным русским способом — «ушел в штопор». Когда перестал ходить на репетиции, руководство поставило вопрос о том, чтобы убрать меня из спектакля. И надо отдать должное Валере — он сказал нет: «Если Мищенко не будет занят, откажусь от постановки».

Вызвал меня. Я приехал. Гуляли по Чистопрудному бульвару. Нарезали круги и разговаривали. Фокин велел: «Приводи себя в порядок и начинай работать. Поверь, я тебе так выстрою роль, что не пожалеешь о замене». И образ Смердякова стал одним из лучших в спектакле. Получился многогранный, странный персонаж! Со вторым, третьим планами. Действительно, не пожалел о том, что сыграл его.

Наверное, много себе напортил в жизни в силу характера и привычки резать правду-матку. Уж в театре-то точно. Однажды к нам приехал президент — поздравить с юбилеем и наградить почетными званиями некоторых артистов. Это проходило в фойе. Я стоял недалеко от Волчек, и в какой-то момент она повернулась ко мне и сказала: «Вот, если бы вкладывался в театр как они, тоже сейчас получил бы народного!»

Сначала у меня было четыре роли в год, потом три, две, а с 2001 года — вообще ни одной на протяжении одиннадцати лет. Галина Борисовна была увлечена другими людьми. Все спектакли делались на них, остальные артисты, и я в том числе, предназначались только для их «обслуживания». Помню, Кирилл Серебренников ставил «Сладкоголосую птицу юности» для Нееловой и предложил небольшую рольку. Я отказался категорически. Он вздохнул:

— Как жаль!

— Вы не представляете, как мне-то жаль, что не удастся с вами поработать! — ответил совершенно искренне.

Не хотелось размениваться по мелочам и тем самым переводить себя в другой разряд актеров. Если соглашаешься на роли второго плана, даешь понять, что тебя это устраивает: мол, продолжайте в том же духе.

Однажды попытался поставить спектакль. Устал сидеть без дела и не мог смотреть на бесхозную молодежь, болтавшуюся только в массовке, вот и предложил: «Ребята, давайте сделаем «На дне»! В то время это произведение было необыкновенно актуально — в стране творилось черт знает что. Собрал молодежь в репзале, раздал бумагу: «Давайте прочтем пьесу, а потом вы напишете, кого хотели бы сыграть. Неважно, если окажется несколько человек на одну роль. Все равно станем репетировать». Думал, руководство инициативу поддержит, ну или хотя бы не зарубит. А ее восприняли в штыки. Пошел слух, что Мищенко хочет устроить в театре переворот. Я ведь замахнулся на святое — когда-то Волчек ставила «На дне» и ее спектакль вошел в историю театра. В «Современнике» решили, что повторяться не стоит.


Загрузка...


Интерактив

КОММЕНТАРИИ

  • 20.02.2018 16:52
    Хорошее интервью, честное. Без розовых соплей. Прямолинейный человек. И про актерскую среду высказался - талант не является гарантией успеха, а то, с кем дружишь и "другие обстоятельства". Что это за "обстоятельства" тактично промолчал. И про "иерархию". Вот и будут таланты на "обслуживании" у тех, у кого есть друзья, связи и "другие обстоятельства"

  • 23.02.2018 13:34
    Не понимаю, почему этот на редкость замечательный рассказ вызвал столько негативных отзывов? Все честно, по-мужски, по делу, без прикрас, стенаний и пафоса. Все описанные люди именно такие, какие они и есть в жизни. И Табаков, который сегодня отец родной, последнее пальто с себя снимает, а завтра кидает на произвол суда стаи юнцов в профессии (может, это тоже часть воспитания, чтоб хребет потом в театре не сломали?). И Волчек, которая опекает и видит тебя, пока ты нужен театру, а не из-за заботы о твоем будущем в профессии и творческой реализации? Жизнь в искусстве - это очень сложно. Руководство театром - это архисложно, потому что ты находишься в эпицентре пересечений множества интересов. Нужно иметь колоссальную волю и одновременно гибкость, чтобы держать венец над этим хитросплетенем из судеб, эмоций, амбиций, противоречий. Главное, что у Василия Мищенко, несмотря на его прямолинейность и неуживчивость, ни на кого нет обиды. Он и в самом деле принимает жизнь такой, какая она есть. Не ропщет. Наверное, это качество досталось ему от родителей. Потрясающие люди! Вот о них, а не о Тонино Гуэрра, при всем моем к нему уважении, его дочери нужно снимать кино. Чтобы знали, на ком земля наша держится.

  • 20.02.2018 13:17
    Ой, ладно! Просто есть Артисты, а есть вот такие мищенки. И как ты себя не самовосхваляй, ничего не изменится.

  • #createdAt#
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение

    Наталия Орейро (Natalia Oreiro) Наталия Орейро (Natalia Oreiro) актриса, дизайнер, модель, певица, посол доброй воли ЮНИСЕФ
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.