Супруга и сын художественного руководителя МХТ Олега Табакова о плюсах и минусах, выпадающих на долю носителей громких фамилий.
— Павел, как вы относитесь к тому, что какое-то время точно будете в профессии Табаковым-младшим?
Павел: Нормально. Послушайте, я же не выбирал, у кого рождаться! Мне говорят, что многие дети известных людей берут псевдонимы. Зачем? Я своей фамилии не стыжусь. Или спрашивают, каково быть Пашей Табаковым? Но я же с рождения не был никем другим и очень теряюсь, когда задают подобные вопросы, правда. Ломок от сравнений с отцом не испытываю: есть куда расти, стремиться в профессии — Олег Павлович задал высокую планку, но попробовать поискать самого себя стоит. Думаю, если прикрываешься сменой фамилии, значит, изначально смирился с поражением.
При этом понимаю: славы, равной отцовской, никогда не добьюсь хотя бы потому, что время не то. И фотокарточки мои на рынке никто как пирожки не расхватает, как было с отцом и его современниками, Олегом Ефремовым например. В те годы из-за закрытости личной жизни актеров многие влюблялись в образ, который сами себе додумывали, ассоциируя артистов с их героями, ездили на творческие встречи, чтобы увидеть кумира вживую, задать ему вопрос и так далее. Сейчас благодаря информационным технологиям тайн никаких не осталось. Сильно сомневаюсь, что за мной, если останусь в профессии, через двадцать пять лет люди поедут, допустим, в Саратов, чтобы послушать, что я скажу на творческой встрече.
Конечно, отдаю себе отчет в том, что с Олегом Павловичем будут сравнивать еще долго, и спокоен на этот счет. Самый яркий аналогичный пример — Михаил Ефремов, которого уже давно не сравнивают с отцом, несмотря на творческую громадность Олега Николаевича. В общем, надо становиться отдельной творческой единицей под своей фамилией. Вот.
Марина: А что плохого в том, что дети идут по стопам родителей? Есть династии юристов, докторов, художников, разве кто-то от этого проигрывает? Передается уникальный опыт, существует преемственность и так далее. Что касается Павла, увлекся бы физикой — мы бы еще подумали. Но даже когда он пошел в колледж Олега Табакова, задачи во что бы то ни стало сделать сына артистом, поверьте, не стояло. Мне было важно, чтобы правильно формировался, а там обучение нацелено на творческое развитие, базируется на хорошей литературе, все происходит в понятной мне атмосфере. Высшее образование он в любом случае получать будет, и я предлагала как вариант даже юридическое — в жизни может пригодиться.
Понимаете, мы не подталкивали, а давали возможность пробовать. Сын несколько лет подряд ездил в Лондон учить английский. И если бы сказал, что хочет пожить в Англии, поучиться там, точно так же ответили бы: «Поможем». Но он выстраивает свою жизнь сам. В театре роли появились вне зависимости от нас с Олегом Павловичем, на кино мы уж вообще влиять никак не можем! Понимаю, что Костя Богомолов пригласил Павла в постановку «Год, когда я не родился» исходя из соображений, что любой пятнадцатилетний подросток в роли сына героя Олега Табакова будет просто менее свободен и органичен. И в общем-то все, дальше — сам.