— Дочь у меня какая-то безалаберная растет. Не поможешь ее в институт пристроить?
— Она пишет что-нибудь? Пусть принесет, почитаю.
И вот приходит к нам домой рыжая, высокая, голенастая. Принесла Ежову свои рассказы. Он почитал, ему понравилось, позвонил профессору ВГИКа Парамоновой: «Кира, тут у меня есть девочка, пишет вроде ничего. Давай ее посмотрим». Когда дочку Мурата взяли на сценарный факультет, она принесла Ежову презент от мамы: трехлитровую банку варенья. Мама оказалась зубным хирургом и помогла Вале наконец вставить зуб. Через два года Кира Парамонова говорит Вале: «Спасибо тебе за девочку. Очень способная». Эту девочку звали Рената Литвинова....
Валя умел раскрывать таланты. У него было удивительное чувство слова. Он много читал, особенно любил Толстого. И естественно, когда вышел фильм Бондарчука «Война и мир», пошел его смотреть. На премьере все с восторгом трясли режиссеру руку, а Валя подошел к нему и сказал: «Сережа, я тебя поздравляю, ты — гений, а роман-то ведь так... говно!» Бондарчук оценил иронию и засмеялся.
Позже у Ежова с Бондарчуком отношения были сложными. Когда на «Мосфильме» собирались делать с американцами картину о Джоне Риде, в Союз приехал Уоррен Битти. Ежов придумал ход: художественный фильм перемежают документальные воспоминания людей. Но в итоге Битти сам снял фильм «Красные» в Голливуде, использовав находку Ежова. Через несколько лет проект решили возобновить и в качестве режиссера пригласили Бондарчука. Валя написал новый сценарий, отдал на «Мосфильм». И тут началось! Бондарчук считал себя великим мастером, мучил Валю бесконечными поправками и в итоге взял итальянца переделывать сценарий. Как Валя терпел это, непонятно. Однажды Ежов выпил для храбрости и высказал Бондарчуку все, что о нем думает: «Сережа, ты прекрасный актер, средний режиссер и никуда не годный сценарист». И снял свою фамилию из титров «Красные колокола». А если бы не снял, получил бы Госпремию вместе с Бондарчуком. Но он не беспокоился по этому поводу: главное, чтобы не было стыдно.
Интересно, что Госпремия догнала-таки Ежова. В 1997 году он получил ее за «Белое солнце пустыни», хотя с момента выхода фильма прошло двадцать семь лет! Шутил: «Можно было и не дожить...»
История этого легендарного фильма очень интересная. В 1969 году Григорий Чухрай создал Экспериментальную студию. Директором студии стал необычный для советской жизни человек: аккуратная стрижка, прекрасно скроенный костюм. Это был отец Владимира Познера. Он вызвал Ежова и предложил.