Владимир Теляковский: заложник мятежного театра

Молодой конногвардеец Владимир Теляковский сидел в кресле и лорнировал сцену...
Алексей Александров
|
01 февраля 2015
Николаевский вокзал
Тот, кто пытался в 1919 году уехать из Петрограда в Москву, на Николаевском вокзале попадал прямиком в сущий ад
Фото: ИТАР-ТАСС

В 1919 году Петербург не был похож на себя. Город вымерз, оголодал, обезлюдел: зимой он напоминал темную пустыню, летом через брусчатку Невского пробивалась трава. А ведь еще недавно он выглядел совершенно по-европейски, многое взявшим и от легкомысленного Парижа, и от аристократичной Вены. И в Петербурге, и в Москве добрую половину театральных залов заполняли приезжие, но на невские берега ехали с папкой деловых бумаг, а в купеческую Москву стекались с туго набитыми бумажниками. Скоро он узнает, что в Москве не считается за грех прийти и в драматический Малый, и в Большой театр подшофе, что капельмейстера, посмевшего сделать замечание, пьяненький зритель может и побить. В московских императорских театрах Теляковскому полагалось особое служебное кресло, сиденье которого перекрывал медный прут. Дело в том, что, войдя в зал, москвичи норовят плюхнуться куда им угодно и надоеду-капельмейстера могут покарать рукоприкладством. И хлопают-то здесь не по-петербургски: с ярусов в Москве во время оваций размахивают чем угодно — вплоть до простыней. На одном из балетов, аплодируя приме, бойкий студент схватил кофточку соседки, которую девушка положила на спинку своего кресла, и размахивал ею в ложе второго яруса, да так увлекся, что полетел в партер. Снес со стены бронзовое бра, сломал кресло, потом встал как ни в чем не бывало, сказал ошеломленным служителям, что хотел бы продолжить смотреть спектакль, и ушел к себе наверх…

Да и артисты здесь не такие, как в Петербурге: там, в Малом театре, они вымуштрованы: никогда не опаздывают, не пропускают репетиций, не разводят в труппе интриг, уважают начальство. Ни следа питерского духа и в московских балетных: в столице танцовщицы живут с великосветскими балетоманами, гвардейскими генералами, промышленниками, министрами, великими князьями. В Первопрестольной же выходят замуж за богатых купцов и, не оставляя сцены, становятся примерными женами и матерями. А перебивающиеся на скудном жалованье танцовщицы московского кордебалета держат коров и торгуют молоком. Причем это в порядке вещей: как-то барышня не пришла на репетицию, передав товаркам, что заболела. Оказалось, у балерины захворал теленок…

Впрочем, у московской императорской сцены были и свои преимущества. Здесь, в стороне от министерства двора и избалованных питерских балетоманов, приходивших на спектакли, чтобы полюбоваться своей «птичкой» и обсудить в сакральной балетоманской курилке — кабинете полицмейстера «Мариинки» — ножки и плечики выпускниц балетного училища, можно пробовать и рисковать. Теляковский привел в театр прекрасных современных художников — Коровина, Головина, Бенуа и Бакста, и московский балет, еще недавно считавшийся второразрядным, быстро расцвел: обнаружилось, что здешние артисты ничуть не хуже питерских.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Нагиев, Рожков, Минекаев, Журавлев и другие звезды в трейлере новых «Ёлок»
В российский прокат стремительно несется главный символ кинопраздника! Кинокомпании Bazelevs, «НМГ Кинопрокат» и Toomuch Production обнародовали первый трейлер юбилейной, двенадцатой части всенародно любимой новогодней саги «Ёлки». Премьера намечена на 18 декабря 2025 года, и, судя по кадрам, зрителей ждет мегаполная россыпь звезд, трогательных историй и фирменной магии.

Звезды в тренде

Вера Алентова
актриса театра и кино
Юлия Меньшова
телеведущая, продюсер, актриса театра и кино
Ольга Бузова
актриса, певица, телеведущая
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая