— На, читай.
Данелия прочел и не понял:
— Что это?
— А это, — отвечает Сизов, — тот самый человек, которому ты так бился помогать и с которым снял фильм.
— А почему Серый написал донос?
— Потому что человек-дерьмо.
— Но он какую-то цель преследовал?
— Обычная месть. Он разозлился, что Данелия отказался писать для него второй сценарий. Данелия ему на это предложение сказал, что, мол, больше за тебя кино снимать не буду.
— А на вас писали когда-нибудь доносы?
— Когда я училась во ВГИКе, произошла одна история, в которой, думаю, без доноса не обошлось. Нам в институте показали фильм про Эрнста Неизвестного, который снял чешский режиссер. А у меня же всегда что на уме, то и на языке. Так и в тот раз:
— Ерунду, — говорю, — какую-то снял, а не фильм.
На что мне Таланкин говорит:
— Можешь снять лучше? Сними.
— И сниму! — сказала я.
А поскольку была уже знакома с Неизвестным (мы с Марселем Марсо как-то были у него в гостях), то я пошла к Эрнсту и договорилась с ним о съемках. Он тогда уже собирался эмигрировать, и общаться с ним было небезопасно. Но мы об этом не думали. Я взяла ребят на курс старше, операторов, и мы начали снимать документальное кино про Эрнста Неизвестного.
Разумеется, вскоре нами заинтересовались компетентные органы, и нас начали вызывать на беседу. Мне ребята-операторы сказали, что им предложили за мной следить и обо всем сообщать куда следует. Но они все, естественно, отказались. Тогда им сказали, что их выгонят из института. А меня долго расспрашивали, кто к Эрнсту приходил, зачем, о чем там разговаривали и все такое прочее. На что я им сказала: «Знаете что, мы снимали кино, и больше мы ничем не интересовались. Все». В итоге у нас конфисковали весь материал, который мы отсняли. Правда, часть пленки мы успели спрятать в ящике у одного нашего оператора (у нас в институте у каждого был такой ящик, где мы хранили учебные материалы, технику). Но потом она оттуда таинственным образом исчезла.