
В Театре Маяковского Армена называли Джигой. Но только за глаза, никто бы не рискнул сказать ему при встрече: «Добрый день, Джига!» Ну, может, только за игрой в нарды у партнера могло вырваться. Ему нравилось это прозвище — красиво по звучанию, комплиментарно по значению. Зажигать, джигит... Есть такой танец джига — острый, горячий, темпераментный, резкий. Каким Джигарханян и был на сцене.
Сейчас, когда ушел Джигарханян, многие пишут о нем воспоминания. Все они начинаются с фразы: «Когда я в первый раз его увидел...» Я тоже хочу вспомнить об этом великом актере, мне посчастливилось стоять с ним на одной сцене. И хочу начать их так же: «Когда я в первый раз его увидела...»
Это было на сцене Театра Маяковского. Мы, студенты Андрея Гончарова, уже с третьего курса выходили в массовке в спектаклях Маяковки. Я пересмотрела все замечательные роли Армена Борисовича: Стэнли Ковальски в «Трамвае «Желание», Нерона в «Театре времен Нерона и Сенеки», лорда Ботвела в «Да здравствует королева, виват!», Менделя Крика в «Закате». Он был для меня актером планетарного масштаба. Всегда производил впечатление природной глыбы, на которую грозно накатываются огромные волны, но тут же о нее разбиваются.
Когда я впервые переступила порог театра, мне захотелось посмотреть, где гримируется Джигарханян. На служебном входе спрашиваю у вахтера:
— Где гримерка Армена Борисовича?
— На втором этаже. Как зайдешь, его стол направо.
Иду по коридору, вижу на двери — табличка с его фамилией среди шести других. Страшно про себя удивляюсь: «У такого актера даже своей персональной гримерки нет?» Ключ уже торчал в замке — вечером давали спектакль с Джигарханяном. Открываю дверь, поворачиваю направо, как велел вахтер, и останавливаюсь, пораженная увиденным. Простой стол с зеркалом, на нем коробка грима и клочок ваты. И все! Ничто не указывало на то, что здесь готовится выйти на сцену САМ Джигарханян. Я рисовала в воображении, что там, где гримируется знаменитый артист, должно стоять обитое шелком кресло, на зеркале красиво сверкать лампочки, на стене — награды, фотографии, афиши. Но здесь не было даже вешалки для его кожаной куртки.