Дмитрий Бозин. Уроки волшебства

Я принял решение уйти сразу из трех театров. Тогда мне позвонил Роман Григорьевич и спросил: «Чего...
Павел Соседов
|
11 Ноября 2021
Дмитрий Бозин с Романом Виктюком
С Романом Виктюком на поклонах после спектакля «Саломея»
Фото: ТАТЬЯНА ЧИЧЕНКОВА/ИЗ АРХИВА Д. БОЗИНА

В «Антонио фон Эльбе» Елена Васильевна, конечно же, пела, и это было незабываемо. Именно для нас она исполнила балладу Курта Вайля «Я не люблю тебя». Впоследствии эта композиция стала гимном Виктюка и неким символом нашего театра. Фонограмма этой песни, записанная Образцовой, использовалась во многих наших спектаклях. А в конце жизни Романа Григорьевича эта песня, наравне с Je suis malade Далиды, звучала для него как гимн прощания.

Помимо гастролей в теплые страны нередко у нас случались выезды и по матушке-России. Мне запомнилась такая картина: заснеженная сибирская деревня, деревянные срубы, старинная-старинная церковь... Детишки в полушубках и ушанках на деревяшках с полозьями от старых коньков катаются по замерзшему зеркалу реки, отталкиваясь ото льда деревянными чурбачками. А над всем этим на высоком берегу стоит Елена Васильевна в огромной шубе, закутанная в шаль, и взирает будто на свои владения... Я чувствовал, что на машине времени перелетел в Древнюю Русь и передо мной стоит настоящая боярыня. Было очень красиво, спокойно и счастливо. Мы катались на каких-то шкурах с горы...

И Елена Васильевна, и Алиса Бруновна никогда толком не знали текста роли. Поэтому рядом с ними всегда нужно было быть начеку. Образцова, как я уже говорил, забывая текст, виртуозно импровизировала. Еще перед спектаклем она обклеивала первыми строчками своих монологов все части декораций, скрытые от глаз зрителей. И так на любой сцене мира. Рассказывают, что ее знаменитые оперные партнеры, выходя на репетицию, сразу по декорациям определяли: «О, сегодня поет Образцова!»

Алиса Бруновна блистательно обыгрывала паузы, во время которых вспоминала текст. Этот процесс был возведен в удивительную партитуру — из зала это выглядело так: «Я не знаю, что тебе на это сказать... — как бы обращалась ко мне актриса, не произнося ни слова. — Ну как тебе, несмышленышу, это объяснить? Понимаешь...» — говорили ее глаза и руки. Эти паузы казались вечными. Но такими они казались лишь партнеру, зрители были уверены, что так оно все и задумано режиссером. Вот такая органика.

Когда Виктюк приступил к репетициям спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», Елена Васильевна Образцова, знакомая с гениальным танцовщиком лично, консультировала меня. Много вспоминала о его взрывном темпераменте. Также Образцова подарила мне уникальное наблюдение — рассказала, что Рудольф имел привычку укачивать свою ногу, заключив ее в объятия, как маленького ребенка. Я, конечно, «забрал» этот жест в спектакль. «Нездешний сад» мы выпускали в год, объявленный годом Рудольфа Нуреева. В Москве проходили конференции, посвященные его творчеству, к нам приезжали мировые звезды, работавшие с великим танцовщиком. С некоторыми из них я встречался, и они рассказывали о нюансах поведения Нуреева, о его психологических особенностях. Например на некоторых хроникальных кадрах и даже в сценических фантазиях Нуреева можно увидеть жест вонзающегося в экран или в кого-то за кадром пальца. Значение этого жеста объяснил мне друг Рудольфа — танцовщик Шарль Жюд. Оказывается, если Нуреев замечал где-либо папарацци, пытающегося его исподтишка сфотографировать, он сразу же вонзал в него палец, на расстоянии давая понять, что видит шпиона. Дело в том, что в жизни повседневной, бытовой, вне камер, Нуреев сутулился и всячески старался не выделяться — существовал в режиме энергосбережения. Его театральное, порой эпатажное поведение было частью его имиджа и демонстрировалось лишь в соответствующем обществе. И таких подробностей о великом артисте, которые мне пригодились в работе над спектаклем, я узнал очень много.

Спектакль о Рудольфе Нурееве дал мне очень интересный ключ к пониманию того, как разные зрители воспринимают одно и то же. Мы с ним много гастролировали, и вот какое наблюдение я сделал. Люди, которые никогда не видели Нуреева в жизни, после спектакля говорили или писали о том, что актеры на сцене, конечно, стараются, но не могут приблизиться к образу столь великой личности. Те же, кто знали Нуреева лично: учились с ним в Ленинграде или работали в разных странах мира — после спектакля приходили за кулисы в слезах и говорили, что на сцене сегодня был Руди.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram
Кармический дар Черной Луны: знаки зодиака, которых многократно вознаградит судьба с 25 апреля
Юпитер часто еще называют повелителем кармы. Все из-за того, что эта планета редко одаривает подарками просто так. Человеку либо достается аванс от щедрого небесного тела, либо он вознаграждает за прошлые заслуги. 

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог