Я хотела быть только артисткой. В театральную студию при ЦДТ поступила, что называется, с лету, а на третий день уже получила предложение озвучить персонаж на «Союзмультфильме». Меня часто спрашивают: «А сколько всего мультиков вы озвучили?» Много, но точно не знаю — не считала. Кому-то важен строгий учет, а мне слова дочки Кати, которая давно выросла и уже сама стала бабушкой: «Мамочка, как же я маленькой ненавидела твою работу! Мечтала, чтобы ты оставалась дома. Зато теперь каждое утро провожу с тобой — включаю телевизор, а там мультик, где герой говорит твоим голосом!»
Работа на «Союзмультфильме» подарила мне встречи с гениальными актерами: Риной Зеленой, Милляром, Раневской... С Фаиной Георгиевной мы встретились на студии, когда я была беременна Катюшей. Раневская изумленно подняла брови: «А что, пионэрам уже разрешается рожать?» Смена затянулась, опаздывая к началу спектакля, я пыталась поймать такси. Не тут-то было. Вышедшая следом Фаина Георгиевна покачала головой: «Деточка, подожди, это не так делается». Встала посреди дороги, развела руки в стороны: «Шеф, стой!» Одна за другой затормозили пять машин. Открыв дверцу первой, Фаина Георгиевна сказала: «Я поеду с вами в следующий раз, а сейчас отвезите ребенка туда, куда скажет».
На выпускном вечере студии ЦДТ, проходившем в ВТО, собрался полный зал. Мы играли отрывки из спектаклей, читали монологи. Под занавес сценического действа ко мне за кулисами подошла какая-то дама: «Вас хотят видеть почтенные люди. Давайте спустимся в зал». Спускаемся. Сидят два дяденьки: один — длинный с прямой спиной, второй — маленький скрюченный. Дама их представляет:
— Знакомьтесь. Это Сергей Владимирович Михалков и Михаил Аркадьевич Светлов.
Я в ответ с негодованием:
— Не врите. Они давно умерли.
— Почему вы в этом уверены? — рассмеялся маленький.
— Потому что они классики.
Длинный, ухмыльнувшись в усы, промолчал, а маленький, вытерев выступившие от смеха слезы, заметил:
— Большое спасибо, но мы действительно — Михалков и Светлов, и оба пока живы... Вас пригласили по моей просьбе: хочу, чтобы вы снялись в моем фильме.
И тут я снова засомневалась:
— Вы же поэт. Теперь еще и режиссером заделались?
— Нет, просто картину по моей пьесе будут ставить.
Так я попала в фильм «Двадцать лет спустя», одновременно с которой сыграла еще и в комедии «Дайте жалобную книгу». Эти съемки вспоминаются постоянным хохотом. Веселую атмосферу на площадке создавал режиссер Эльдар Рязанов. Для меня у него было коронное приветствие:
— Люся, кого сегодня ты изображала в своем детском театре?
Отвечала пискляво:
— Кустик.
Впрочем, именно «кустиков» в моем репертуаре никогда не было. Ежики, белочки, птички, мальчишки-сорванцы, принцессы, Мертвая царевна, Золотая рыбка... Кого я только не переиграла почти за сорок лет! В большинстве спектаклей это были главные роли, и когда несколько лет назад заявила руководству, что ухожу на пенсию, мол, неловко играть детей младшего школьного возраста — в зале мои внуки сидят! — директор с худруком разве что на колени не упали: «Люся, не делай этого! Для большинства зрителей наш театр начинается с Гниловой!» Сговорились на том, что доиграю спектакли, где нет замены, — и отпустят. Когда это наконец случилось, было ощущение, что отсидев долгий срок, вышла на свободу.