Динара и Анвар

Они были связаны на всю жизнь пуповиной. Как иголка с ниткой — куда мать, туда и сын: павильоны, экспедиции, студия, дом.
Ирина Зайчик
|
07 Сентября 2018
Динара и Анвар Асановы
Динара и Анвар
Фото: Валерий Плотников

Они были связаны на всю жизнь пуповиной. Как иголка с ниткой — куда мать, туда и сын: павильоны, экспедиции, студия, дом. Анвар снимался почти во всех фильмах Асановой, кроме первого. И когда та внезапно умерла, жизнь его надломилась...

Галла Капицкая, режиссер

В 1968-м на «Ленфильме» меня назначили помощником режиссера на дипломную картину Динары Асановой «Рудольфио». Молодая, двадцатипятилетняя, она только что окончила ВГИК. Нас познакомили. Я видела перед собой худенькое, почти невесомое эфемерное создание, словно все время зябнувшее, с дрожащей сигаретой в длинных живых пальцах. Лицо красивое, с высокими скулами и громадными глазами. Знала, что киргизка, но ее легко было принять и за итальянку. Очень застенчивая, она любила быть незаметной, больше молчала и слушала. Но если говорила, получалось весомо и точно.

На студии о ней много судачили. Неудивительно: Асанова была любимицей знаменитого режиссера и педагога Михаила Ильича Ромма, который вообще-то не брал на свой курс абитуриентов из союзных республик, и уж тем более женщин. А тут вдруг двойное исключение.

Съемки проходили в Вильнюсе. Динару в группе обожали, все сразу подпадали под ее обаяние. Мы были одной семьей, и это видно на экране. Киношники, когда смотрят картину, понимают, создана она в атмосфере любви или разлада. Если фильм дышит человеческим теплом, значит, на площадке собрались близкие по духу люди.

Казалось, ну какой она режиссер? С такими внешними данными девушки обычно идут в актрисы. Но при всей своей хрупкости Асанова обладала сильным мужским характером. Ее мама, работавшая в текстильной промышленности, важной для республики, уговаривала дочь тоже связать судьбу с этой сферой: «Будешь жить в достатке». Но та всегда хотела делать кино. И добилась своего. После десятого класса пришла на «Киргизфильм» и взмолилась: «Возьмите меня кем-нибудь, хоть дворником». Работала реквизитором, помощником режиссера, монтажницей, снималась в эпизодах. Потом была ассистентом Ларисы Шепитько в фильме «Зной».

На «Рудольфио» мы подружились. И четыре года не расставались: вместе ходили по друзьям, мастерским художников, часто ездили в Москву. Я, можно сказать, была ее пажом. И в то же время относилась к ней как к ребенку, младшей сестре, которую хотелось постоянно опекать, кормить, хотя на самом деле Динара была старше.

Ее талию можно было обхватить двумя руками. Чем она питалась? Воздухом? Очень любила яблоки. Возьмет красное в руки и долго любуется, словно жаль его есть. Мне доставляло удовольствие что-нибудь дарить ей, однажды сделала чеканный пояс. Сидела и несколько дней небольшим молоточком выбивала рисунки на медных пластинках. А на одной фотографии Динара на съемочной площадке в брючках, которые я ей сшила.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 19
Названы три причины вернуть ковер на стену — в СССР не ошибались
В последние годы наблюдается возрождение тренда на использование ковров на стенах, несмотря на то что еще недавно большинство людей стремились избавиться от них. Новое поколение дизайнеров осознает, что ковры могут не только украшать пространство, но и решать ряд практических задач, пишет эксперт Дзен-канала «DOMEO».

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая