Дед после съемок возвращался поздно, бабушка его ждала, оба ложились за полночь, а рано утром их будили эти страстные монологи. В конце концов Сергей Дмитриевич сказал Раневской:
— Хочу серьезно поговорить с хозяйкой. Если это не поможет, мы будем вынуждены поменять квартиру.
Фаина Георгиевна покачала головой:
— Нет, Сережа, вы слишком интеллигентны. Лучше это сделаю я.
И позвав хозяйку, Раневская тут же, в присутствии деда, поставила ей ультиматум:
— Послушайте, женщина! Если вы не перестанете каждый день ругать советскую власть, то я скажу куда следует.
Следующим утром было непривычно тихо. С кухни раздавались только шорохи и приглушенные вздохи. Однако в конце концов природа взяла свое — не выдержав молчания, хозяйка громко выдала: «Ах, какая риба! Такую рибу могут сделать только большевики!»
Дед никогда не видел Сталина, но о его отношении к лучшему другу всех кинематографистов свидетельствует такой эпизод, рассказанный мне отцом. Как-то вскоре после войны он сидел дома и готовил уроки. Над своим столом Кирилл прикнопил фотографии из газет: «Товарищ Сталин гуляет по Кремлю», «Товарищ Сталин на Мавзолее» и так далее. И вот дед подошел, молча снял эти картинки, а вместо них повесил «Джоконду».
На «Мосфильм» Сергей Столяров все-таки вернулся — спустя четырнадцать лет после отлучения. В 1951 году Александр Птушко пригласил его на роль Садко. Дед был счастлив. Уже отдали шить костюмы, начали искать грим, когда Сергею Дмитриевичу позвонил кто-то из ассистентов режиссера: «У нас проблемы. Вашу кандидатуру не утверждают в верхах».
И тогда дед набрал номер Комитета по делам искусств при Совмине СССР и попросил связать его с председателем. Как ни удивительно, но высокопоставленный чиновник взял трубку и выслушал. А на следующий день уже позвонил сам: «Вы утверждены. Работайте. Желаю удачи». Это был первый и последний раз, когда Сергей Столяров хлопотал за себя.
Натурные съемки проходили на Химкинском водохранилище, где на воду были спущены специально построенные новгородские струги. Костюмы шились в мастерских Большого театра и были украшены настоящим горностаем и ручной вышивкой золотыми нитями. Буквально все в «Садко» было по высшему разряду: и декорации, и наряды героев. А какие снимались актрисы! Любаву играла красавица Алла Ларионова, Птицу Феникс — потрясающая Лидия Вертинская. Ничуть не сомневаясь в верности мужа, бабушка, однако, почти каждый день приезжала на площадку «Садко» и оставалась до конца съемок. Как говорится, на всякий случай.