Личный фотограф Леонида Брежнева: что осталось за кадром официальной хроники

Владимир Мусаэльян рассказал о политических интригах, семье и неизвестной любви генсека.
10 Июля 2015
Леонид Брежнев
Увидев, как егерь достает нож, чтобы перерезать маралу горло, генсек расстроенно пробормотал: «Как же я так? Это не охота, а убийство...»
Фото: Владимир Мусаэльян

В гневе (можно сказать, даже в ярости) я видел генсека лишь однажды. В белорусском Заславле должна была состояться его встреча с президентом Франции Жоржем Помпиду. Холод стоял собачий, да еще и мело несколько дней подряд. Я летел с Брежневым в одном самолете. Только подогнали трап, первым соскочил на землю — сделал несколько кадров и отправил их в Москву. Утром звонит Замятин:

— Сегодня Помпиду прилетает?

— Да.

— Надо снять их с генеральным!

— Леонид Митрофанович, это невозможно! Предупредили, что никого не пустят. Встреча закрытая, тет-а-тет!

— Ничего не знаю — иди к самому.

Что делать? Пошел к Брежневу. Поднимаюсь по лестнице на второй этаж аэровокзала и слышу, как Леонид Ильич кого-то распекает: «До каких пор все это будет у нас продолжаться?! Почему я должен начинать переговоры с извинений?!» И тут же мне навстречу по лестнице скатываются министр иностранных дел Громыко и посол СССР во Франции Абрасимов — оба бледные, перепуганные. Не успеваю выяснить, что случилось, как под сводами стеклянного фойе, по которому нервно ходит Брежнев, раздается: «Леонид Ильич, идут!» Медлить нельзя, бросаюсь генсеку наперерез:

— Леонид Ильич, разрешите сделать фотографию? Потом такой возможности не будет!

— Да снимай! — досадливо машет рукой Брежнев.

Через минуту появляется Помпиду. Поприветствовав гостя, генсек говорит:

— Извините за то, что случилось...

— Господин генеральный секретарь, самое главное, что все люди живы, — не дает закончить фразу Помпиду, — а железки есть железки.

И тут французский президент замечает меня. Во взгляде недоумение и недовольство: а этот что тут делает?! Быстренько выскакиваю за дверь и — к стоящим в кордоне милиционерам: «Ребята, вот вам пленка, нужно срочно доставить ее в Минск, в белорусское отделение ТАСС!»

На другой день советские газеты вышли с фотографией, где Брежнев и Помпиду, приветливо улыбаясь, жмут друг другу руки. Сопровождает снимок сухая информационная текстовка. О ЧП, которое предшествовало встрече, понятное дело, — ни слова. А случилось вот что. Солдат-срочник, управлявший снегоочистительной машиной, заснул за рулем и врезался в самолет, на котором прилетели французские журналисты. Слава богу, не в президентский... Крыло «Каравеллы» пробило стекло в кабине снегоочистителя: солдат получил перелом руки, его сильно посекло осколками.

Леонид Брежнев
Особенно Леониду Ильичу понравилась та фотография, где он стоит, облокотившись на поручень яхты: «Я здесь как Ален Делон!»
Фото: Владимир Мусаэльян

Через несколько дней после возвращения в Москву встречаю в кремлевском коридоре адъютанта генерального Бориса Давыдова. И он рассказывает продолжение белорусской истории: «Утром сам меня спрашивает: «Вы узнавали, что там с солдатиком, который за рулем заснул? Как его здоровье? Пусть подлечат, а потом отправят на две недели в отпуск домой, к родителям. Разгильдяи! Не могли в несколько смен работу по очистке взлетного поля организовать! Конечно, мальчишка устал и уснул». Я тут же позвонил в часть и узнал, что на солдата уже успели завести уголовное дело. После того как передал слова генерального, все, конечно, назад отмотали...»

1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 21
Готовим теплицу к зиме: три обязательных шага, которые нельзя пропускать
Авторы Дзен-канала «Дачные истории» напоминают садоводам и огородникам, что подготовка теплицы к зиме — залог здоровья растений и высокого урожая. Если не пропускать эти шаги, то весной у вас будет меньше забот.

Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица