Внучка зовет меня Таточкой. Когда-то моя первая свекровь, Елизавета Ивановна Пилецкая, запретила Наташе называть ее бабушкой — только Елизаветой. Мне это понравилось! Так что и я — Таточка. Да и какая я бабушка, если на сцене прыгаю?
Кошмар, как летит время! В 1946 году, только окончив хореографическое училище, я снималась в легендарной «Золушке»: танцевала на балу. Мне специально сшили голубое парчовое платье. Несколько лет назад, когда эту картину решили раскрасить, журналисты поинтересовались, как я к этому отношусь. Ответила, что отрицательно, — в те годы уже снимали цветные фильмы, если режиссер предпочел черно-белую пленку, это было его решение. Спустя время получаю газетку, читаю: «По счастью (!) оказалась жива Татьяна Пилецкая, ассистент режиссера, ей уже девяносто девять лет в обед, но она помогла составить палитру картины».
И рядом кадр из раскрашенного фильма, где я в том самом платье, только цвет его — розовый. Обхохочешься!
В прошлом году у меня сошлось сразу три юбилея: восьмидесятипятилетие, полвека на сцене и сорок лет нашей семейной жизни с Борей. Театр, который в 1991 году был переименован в «Балтийский дом», устроил замечательный вечер. Под занавес директор пригласил публику: «Пожалуйста, выйдите на улицу, чтобы поприветствовать кресло Татьяны Львовны!» Дело в том, что рядом с нашим зданием в Александровском парке уважаемым режиссерам и актерам устанавливают именные чугунные кресла.
Вот и меня сочли достойной.
А в декабре прошлого года на гастролях в Таллине меня попросили провести творческую встречу в Центре русской культуры. На этот вечер заведующая отделом русской живописи местного художественного музея привезла хранящийся там мой детский портрет, написанный Петровым-Водкиным. Он так и называется — «Девочка с куклой (портрет Татули)». Последний раз видела эту картину, когда вместе с отцом, уже вернувшимся из лагеря, ходила в Русский музей на выставку Кузьмы Сергеевича. Вот только подписана она была как «Дочь рыбака». Папа даже пошел к директору музея: «На портрете — моя дочь. А я никогда в жизни рыбаком не был!» И вот в прошлом году мне вновь удалось прикоснуться к своему изображению!
Иногда удивляюсь: сколько всего выпало пережить, каких замечательных людей встречала на пути.
Неужели это со мной было? Но нельзя думать о возрасте и жить только воспоминаниями. Я написала уже три книжки. Не люблю, когда их называют мемуарами, это слово попахивает нафталином. Жить надо сегодняшним днем: всегда старалась так делать. В одном из моих стихотворений есть такие строки:
Так быстро время вскачь
несется,
Порой за ним и не угнаться!
Что делать? А бежать придется,
Хотя уже мне не семнадцать!
<...>
Опять промчался целый год,
Успела в сериале сняться,
И не устала от забот,
Все хорошо,
кругом шестнадцать!
