Светлана Немоляева: почему ее кинокарьера началась только в сорок лет?

«Моя мама на четверть — цыганка. Мой прадед — барон Неелов, камергер царского двора — влюбился в...
Светлана Немоляева
Светлана Немоляева в фильме «Портрет с дождем». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Моя мама на четверть — цыганка. Мой прадед — барон Неелов, камергер царского двора — влюбился в таборную цыганку Машу и решил на ней жениться. Попросил разрешения у императора, но тот барона разжаловал и изгнал из своего окружения. Вскоре император сам увидел Машу. Та была настолько хороша, что он все понял и вернул прадеда ко двору», — рассказывает брат Светланы Немоляевой известный оператор Николай Немоляев.

— Ваша семья очень кинематографическая. Вы — оператор, ваш отец Владимир Немоляев был известным режиссером, мать — звукооператором. А ваша сестра Светлана Немоляева — знаменитая актриса…

— Ну, Светка не только в кино играет, она прежде всего человек театра. Помню, как я впервые увидел ее на сцене. Она была совсем молодой, а играла старуху в «Смерти Тарелкина». Я даже ее сначала не узнал. Когда мне сказали: «Это же Светка твоя», — я поразился. Потом спрашивал ее: «Откуда ты взяла это все?» Она сказала: «От бабы Нади. Она так же ходит, так же двигается». Наша бабушка была староверкой. Не пила, не курила, воспитывала четверых детей, не вышла замуж после смерти мужа и прожила 94 года. Она и нас воспитывала. Бабушка строгая была, все время батюшкой нам грозила. А мы со Светкой хулиганили от избытка глупой детской энергии. 

Помню, вешали на абажур макароны прямо над бабушкиным стулом. Она приходила, садилась. А мы со Светкой сидели, ели и все ждали, когда макаронина упадет бабушке на голову. Когда это происходило, бабушка кричала: «Мерзавцы, негодяи!» Мы, конечно, мерзавцами не были, но делали не то, что хотелось взрослым. Например, папа уходил на работу и требовал, чтобы на его письменном столе никто ничего не трогал. Но как не потрогаешь? Папа ушел — залезаешь в стол. Потом он приходил и говорил маме: «Валя, дай сюда ремень. Сейчас я Колю буду бить». Мама несла ремень. Я забивался под рояль. Папа меня оттуда не доставал, а перепоручал все маме: «Валя, возьми ремень, надавай ему посильнее». — «Я не буду». Так ни меня, ни Светку за всякие глупости ни разу и не стукнули. 

Родители нас очень любили, поддерживали и поощряли все наши даже небольшие успехи. Когда я стал рисовать, папа с мамой мои работы хвалили, а об одном натюрморте даже сказали: «Коля, это очень похоже на «малых голландцев». Хотя я отлично понимал, что рисую не блестяще. Мне кажется, у Светы получалось значительно лучше. Ее талант к рисованию проявился в послевоенное время, когда все было разрушено, отсутствовала яркая одежда, все ходили одинаково серые. Светка, видимо, из-за какой-то внутренней потребности видеть красоту и цвет в двенадцать лет вдруг стала рисовать удивительные яркие костюмы. На ее рисунках был праздник цвета, как в произведениях Бакста. Удивительно! Ведь его альбомы сестра не видела, нашу библиотеку, в которой они имелись, разграбили во время войны, и этот цвет и свет вырывался у нее откуда-то из подсознания. 

Светлана Немоляева  и Игорь Озеров
«У сестры неровная киносудьба. Сначала она снялась в «Евгении Онегине» в роли Ольги, а потом лет пятнадцать — простой» Светлана Немоляева и Игорь Озеров в фильме-опере «Евгений Онегин». 1958 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Отцу ее рисунки нравились, он сам тонко точил ей цветные карандаши, только чтобы она рисовала. Как-то он решил показать ее работы Кукрыниксам (творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, известный в первую очередь своими карикатурами в период ВОВ. — Прим. ред.), чтобы те профессионально оценили Светкины работы. Они сказали, что очень талантливо и нужно поступать в художественное училище. Но актерство в сестре победило. Начала она выступать в школьных постановках. Родители были в восторге. Впервые увидев ее на самодеятельной сцене, они сказали: «Совсем юная девочка, а с каким юмором и иронией!» Светка действительно блестяще играла мужскую роль — Хлестакова. Исторических костюмов не было. И она вышла на сцену в папиных ночных панталонах. На долгие годы это осталось в наших семейных рассказах…

— Вашу сестру зрители очень любят…

— Это правда. Хотя у нее неровная киносудьба. Сначала она снялась в «Евгении Онегине» в роли Ольги, а потом лет пятнадцать — простой. Ее приглашали на пробы, но не утверждали. Были, конечно, какие-то незначительные роли и незначительные фильмы, но это не в счет. А потом Эльдар Рязанов пригласил Свету в «Служебный роман», и дальше пошла череда удачных фильмов. А в Театре Маяковского у нее всегда был успех. Знаете, как Свету в театре называют? Водопровод. Она в любой момент, когда это надо по роли, может заплакать. Я интересовался: «Света, как у тебя получается?» Она говорит: «Очень просто. Я вспоминаю моменты, когда меня обижали, — и тут же слезы ручьем».

— Немногие артисты так умеют…

— Бывает, одним лук подкладывают, другим глицерин в глаза капают. Но большим актерам этого не требуется. Помню, я был совсем молодым, только-только после ВГИКа, когда попал ассистентом оператора на «Войну и мир». Меня поразило, как Олег Ефремов играл Долохова. Снималась сцена, где Долохова везут на санях после дуэли, он смертельно ранен. Там была машина, на которую ставили сани, камеру, звукозаписывающую аппаратуру. Присутствовала и вся кинематографическая спецтехника: лихтваген (он питает приборы электричеством, от него тянутся провода), тонваген (для звукозаписи), камерваген (для операторской техники). То есть мы передвигались целым караваном. Снимали на Рублевке, тогда почти пустой. Вокруг — березовая роща. Мы проезжали отрезок, разворачивались, возвращались обратно и снова ехали — и так восемь дублей. Бондарчук спрашивал: «Олег, ты готов?» — «Да, готов». — «Так, приготовились. Все готовы?» — «Все». Поехала наша машина, следом двинулся караван спецтехники. 

Светлана Немоляева с мужем Александром Лазаревым и сыном Александром
С мужем Александром Лазаревым и сыном Александром. 1980-е гг.
Фото: LEGION-MEDIA

Камера включается, оператор снимает, я контролирую фокус, а Долохов произносит свой монолог умирающего человека. И на словах о том, что мать не перенесет его гибели, у Ефремова по щеке катилась слеза. Это было абсолютно реалистично, просто жуть брала! И вот звучит команда «Стоп!». Олег говорит: «Так, ребятки, сигаретка есть у кого-нибудь?» Закуривает и начинает анекдот какой-то рассказывать, все хохочут. За это время мы успеваем вернуться к исходной точке. Бондарчук снова спрашивает: «Олег, ты готов?» Ефремов говорит кому-то: «Подержи сигарету». Ложится. И все начинается снова: машина по­ехала, мотор, камера. И Олег снова произносит свой текст — и по щеке опять ползет слеза. Кадр отсняли — он опять: «Так, на чем я остановился?» И так далее, много раз. Я не понимал: как это возможно — так переключаться? Мне посчастливилось на съемках на расстоянии метра-двух видеть чудо перевоплощения. Это поразило меня.

— Вы начинали в 60-х, во ВГИКе учились практически одновременно с Тарковским, Шукшиным, Кончалов­ским, Шепитько, Шпаликовым… Звездная плеяда!

— Никто тогда не был ни Тарков­ским, ни Кончаловским, все были студентами. Жизнь бурлила, бродила, шумела, все хотели чего-то нового. И наши бесконечные студенческие разговоры, это кипение жизни было самым главным учителем в институте, а вовсе не педагоги. И в ком этого кипения оказалось больше, из того и вышел толк. Из тех, кого вы перечислили, я знал всех, но больше общался с художниками, режиссерами. Еще со сценаристом и поэтом Геннадием Шпаликовым, написавшим для нас замечательный рассказ «Даша», по которому мы должны были снять короткометражный фильм. Работа не состоялась, но рукопись я бережно храню до сих пор. Гена иногда заходил к нам домой, играл на гитаре, мы выпивали бутылку водки на двоих. 

Николай Немоляев и Карен Шахназаров
Николай Немоляев и Карен Шахназаров на съемках фильма «Город Зеро». 1988 г.
Фото: из личного архива Николая Немоляева

Почему-то тогда считалось, что каждая встреча должна сопровождаться водкой. Наша кинематографическая компания постоянно перемешивалась со Светкиной — театральной, мы вместе гуляли в квартире наших родителей на Плющихе. Мы друг в друга влюблялись, хохотали без причины, шутили. Именно Светиными друзьями, а уж потом моими были Валя Гафт, Гена Гладков и Вася Ливанов. Помню, как Вася пришел к нам в гости, когда я праздновал свое двадцатилетие, принес мне книжку в подарок. Это была детская раскраска. Вася ее надписал: «Милый Коля, книжка эта называется «Три цвета». Красный, синий, голубой — выбирай себе любой. От табака и алкоголя впредь воздерживайся. Василий Ливанов. Москва. Кремль. 1958 год». 

Евгения Симонова и Александр Абдулов
«Сняться в «Обыкновенном чуде» Саша и не надеялся. На пробах бросил фразу: мол, я, конечно, пришел, но я же знаю — пробуют меня, а снимать будут Костолевского. Но Марк Захаров хотел снимать именно Сашу, он его очень любил» Евгения Симонова и Александр Абдулов в фильме «Обыкновенное чудо». 1978 г.

Как-то к нам со Светкой пришел Урбанский с Таней Лавровой, он тогда ухаживал за ней. Таню мы знали еще с детства — наши семьи вместе на юге отдыхали. Ее родители тоже кинематографисты, оба операторы: мама — Пышкова, папа — Андриканис. Таня взяла фамилию Лаврова во МХАТе, потому что там порядок такой был — только русские фамилии. Она была очень хорошенькой, неудивительно, что Урбанский увлекся. Помню, он всех развлекал частушками под гитару: «Собачки дело делают, а вы хлеб едите». Сколько раз к нам милиция приходила, говорила: «Что вы шумите? Соседям не даете спать».

— У ваших родителей тоже, наверное, бывали в гостях шумные компании. Это ведь нормально для кинематографистов…

— Это правда. Очень часто к родителям в гости приходил, например, клоун Карандаш. И однажды по неизвестной причине не забрал свою собаку Кляксу. И она у нас задержалась на неделю. Кошки нашей коммуналки на Плющихе хорошенько ее потрепали и даже порвали ей нос… Через родителей я с детства был знаком со многими известными личностями. У отца на съемочной площадке встречал Жарова, Крючкова, Леонова, который у папы сыграл свою первую роль — пожарника в фильме «Счастливый рейс». 

Потом Леонов у папы в «Морском охотнике» играл кока. И я помню, стоят они, загримированные, на корабле, беседуют, и к Леонову все обращаются: Женя, Женя. И я тоже спросил про что-то: «Жень, а что там такое?» Он взял паузу и говорит: «Вот мне уже скоро тридцать, а я все Женя»... И нельзя было понять по интонации, плохо это или хорошо. Вообще, Леонов загадочен, как Мона Лиза. Он и в кино такой — непонятно, как он относится к происходящему: осуждает, или одобряет, или равнодушен… Говорил он всегда примерно одинаковым тоном. Внешне ничего особенного из себя не представлял. А в скольких фильмах снялся! И везде в кадре существовал замечательно. Для меня он был нашим Жаном Габеном. Тот тоже говорил и смотрел одинаково из фильма в фильм, но за всем этим была невероятная глубина.

— Вы снимали многих великих артистов в великих фильмах. «Старики-разбойники», «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота»…

— Фильмы очень разные, но кое-что их объединяет. Практически каждая моя картина — о любви к чему-то. Например, когда я снимал с Нахапетовым «Не стреляйте в белых лебедей», определил, что эта картина о моей большой любви к русской природе. «Покровские ворота» — о моей большой любви к Москве. Все в этом фильме Миши Козакова оказались на нужном месте в нужное время. Там блестяще сыграл Леонид Броневой. Он был очень серьезным человеком, несмотря на то что играл комедийные роли. Текст знал и свой, и партнеров, готовился педантично. Но при этом мог и импровизировать. 

Елена Коренева, Олег Меньшиков и Валентина Воилкова
«Самая главная удача «Покровских ворот» — Олег Меньшиков с Таней Догилевой. Когда я делал пробы Олега, у меня даже камера задрожала. Я ее не удержал — так хохотал! До этого мы человек пятнадцать попробовали» Елена Коренева, Олег Меньшиков и Валентина Воилкова в фильме «Покровские ворота». 1982 г.

Помните, они с Моргуновым играют на рояле «Когда я на почте служил ямщиком, был молод, имел я силенку»? Это — импровизация, которая родилась прямо на площадке и вызвала аплодисменты группы. Но самая главная удача фильма — Олег Меньшиков с Таней Догилевой. Когда я делал пробы Олега, у меня даже камера задрожала. Я ее не удержал — так хохотал! До этого мы человек пятнадцать попробовали. А тут пришли два молодых артиста — Олег и Таня — и сыграли фантастически. У фильма была непростая судьба. Была премьера, а потом долгое время картина не могла выйти на телеэкран. Вероятно, подлили масла в огонь слова Хоботова: «Если они меня увезут туда, мне уже больше не будет исхода!» — на которые сделал акцент Козаков, размышлявший об отъезде из СССР… 

Со временем все стало на свои места — фильм вышел, и его полюбили зрители, которые не понимали и не понимают до сих пор, почему картина так долго пролежала на полке… А Миша в итоге осуществил мечту и уехал в Израиль… Мы встретились через двадцать пять лет, когда я снимал сериал «Зоя», в котором Миша играл оператора. Стали вспоминать прошлое, и он сказал: «Какое было время, какие люди, какая была страна чудесная!» Я удивился: «Миш, но ты же тогда, в 80-х, все ругал. Говорил: ужасная у нас страна! Дикая». И Миша кивнул: «Да, я ошибся». Тогда, в 2007 году, он уже вспоминал о 80-х с любовью. Без любви вообще никуда…

— «Обыкновенное чудо» — как раз фильм о великой силе любви…

— В этом фильме Саша Абдулов сыграл свою первую серьезную роль в кино. Это было открытие! Между прочим, сняться в «Обыкновенном чуде» Саша и не надеялся. На пробах бросил фразу: мол, я, конечно, пришел, но я же знаю — пробуют меня, а снимать будут Костолевского. Но Марк Захаров хотел снимать именно Сашу, он его очень любил. Они с Геной Гладковым называли Абдулова Мальчонка: «Мальчонка это сыграет, Мальчонка это споет, Мальчонка это сделает». Гладков тоже в Сашу верил. Ну, естественно, и я тоже был «за». Абдулов прекрасно выглядел на экране. В нем чувствовался огромный потенциал. Саша придумывал всякие штуки. Вот, например, когда он шляпу снимает и вешает на льва — это он сам придумал. 

Денис Ткачев, Валерия Ланская, Евгений Редько и Борис Хвошнянский
Денис Ткачев, Валерия Ланская, Евгений Редько и Борис Хвошнянский на съемках фильма «Медный всадник России». 2017 г.
Фото: Павел Ососов

Поразительно, но такую мощную картину мы сняли молниеносно — за два месяца и пять дней. Причем работали не больше восьми часов в день и отдыхали в субботу и воскресенье. Марк меня встретил в коридоре, говорит: «Ты знаешь, картина получилась, я даже не ожидал». Я говорю: «А я очень на это надеялся». Вообще, часто я уже заранее чувствую: получится или нет. Наверное, это цыганская кровь работает. Моя мама на четверть цыганка. Мой прадед — барон Неелов, камергер царского двора — влюбился в таборную цыганку Машу, певшую в ресторане «Яр», и решил на ней жениться. Он попросил разрешения у Николая Второго, но тот пришел в ярость, барона разжаловал и изгнал из своего окружения. Но потом император сам увидел Машу. Она была настолько хороша — голубые глаза, потрясающая фигура, чудесный голос, — что он все понял и вернул моего прадеда ко двору.

— Я слышала, что вы, снимая пробы, не раз влияли на выбор актера режиссером. Например, так блестяще сняли Симонову, которая очень нравилась вам как актриса после фильма «Афоня», что Захаров утвердился в мысли, что именно она должна играть принцессу в «Обыкновенном чуде».

— А что тут удивительного? Кино — искусство коллективное, бывает, что какой-нибудь осветитель не просто установкой света многое решает, но и, например, дает название картине. Именно так вышло с фильмом «Девять дней одного года» — Ромм долго мучился, не мог ничего придумать. Объявил конкурс — кто предложит подходящее название, получит бутылку коньяка. И выиграл осветитель. Кто это знает? Никто не знает… А кто знает, что финал картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» придумал оператор Лебешев? Обычно признание получает режиссер, популярность — актер, а заслуги остальной группы остаются в тени.

— Скажите, а правда, что это ваша дочь Анастасия, уже утвержденная на главную женскую роль в «Курьере», принесла Шахназарову фотографию Федора Дунаевского?

Карен Шахназаров долго искал главных героев. И, наконец, принял решение показать Федю и Настю худсовету. Все были против. Кинорежиссер Воинов, главный в художественном совете, сказал: «Ну, девчонка еще туда-сюда, может, пожалуй, сыграть. А вот парень не годится. Нужен молодой Михалков, Олейников, у героя должны быть светящиеся, улыбающиеся глаза». Но Шахназаров отстоял свой выбор и был абсолютно прав. Герой должен быть именно таким: это ведь не созидатель, а разрушитель. Он приходит на работу и разрушает там все. Приходит в семью профессора — и там тоже разрушает... Картина «Курьер» очень точная, это и было время разрушения.

Ольга Аросева, Евгений Евстигнеев и Юрий Никулин
Ольга Аросева, Евгений Евстигнеев и Юрий Никулин

— Все-таки удивительно разные картины вы снимали. У очень разных режиссеров. Казалось бы, у «Курьера» Шахназарова и «Стариков-разбойников» Рязанова не может быть вообще ничего общего…

— В «Стариках-разбойниках» я работал не один. Его я снимал с моим институтским другом оператором Эриком Абрамяном. В этом фильме оказался особенно звездный состав: Никулин, Евстигнеев, Миронов, Бурков, Аросева… Меня поразило, как работает Евстигнеев. Он все время спал, для него даже поставили раскладушку за декорацией. Жене нужен был отдых, потому что он очень много работал, постоянно где-то снимался, подрабатывал даже ночами, соглашался и на эпизоды. И вот Евстигнеев спит, его будят и говорят: «Надо в кадр», — и он, едва открыв глаза, тут же начинает играть, причем гениально. Кстати, он текст никогда не учил. Быстро прочитывал перед самыми съемками, и этого ему было достаточно. Евстигнеев не играл, а жил в кадре.

— О Евстигнееве рассказывают как о достаточно закрытом человеке…

— Так и было. Зато Никулин в перерывах развлекал группу, поднимая всем настроение. На съемках «Стариков-разбойников» вообще было довольно весело. Жора Бурков, Андрей Миронов постоянно рассказывали какие-то истории. Хотя асом в этом смысле был, бесспорно, Никулин. Цирка Юре было мало, он и в обычной жизни был шутник. Помню, как он рассказывал о дорожном происшествии. Юра ехал на своей «Волге» к себе домой. Но что-то случилось со светофором на повороте с Садового кольца — он никак не переключался, все время оставался красным. За поворотом стояла машина ГАИ с мигалкой. И вот, не дождавшись зеленого света, Никулин все-таки решился свернуть на красный. Сзади тут же услышал вой мигалки. Остановился, открыл окно. Милиционеры подошли, узнали его и уже обалдели. А тут Никулин еще и невозмутимо говорит: «Проверка. Хорошо работаете, молодцы». Тут уж гаишники окончательно растерялись…

В фильме Никулин играл старика, и ему каждый день делали седые накладки. При этом у него была своя собственная седина, но Никулин красил волосы в темный цвет. Его Аросева спросила: «Зачем? Ты мог бы сниматься со своими волосами без всяких накладок и не мучиться». Он ответил: «Не могу. Я клоун, я не должен быть старым. Нельзя допустить, чтобы зрители смеялись над пожилым человеком, это не гуманно».

Светлана Немоляева
«Знаете, как Свету в театре называют? Водопровод. Она в любой момент, когда это надо по роли, может заплакать. Я интересовался: «Света, как у тебя получается?» Она говорит: «Очень просто. Я вспоминаю моменты, когда меня обижали, — и тут же слезы ручьем» Светлана Немоляева в фильме «Служебный роман». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Как же быстро пролетело время… Когда я снимал «Стариков-разбойников», мне было тридцать три года. А сейчас много больше, чем тогда было Никулину. Но для старых друзей я по-прежнему все тот же Коля Немоляев…

— Вы сейчас как раз снимаете кино со старым другом — Василием Ливановым

— С Васей мы дружили всю жизнь, хотя из-за занятости у нас бывали долгие перерывы в общении. Встречаясь случайно на «Мосфильме», говорили друг другу: «Привет, единомышленник!» — и обнимались. Мы с ним очень долго никак не могли поработать вместе. Но вот теперь со своим учеником Ваней Алимовым я снял Васину картину «Медный всадник России». Ливанов задумал эту историю лет десять назад. Помню, как он мне о ней рассказывал — мы сидели в его квартире на Тверской. Мне замысел очень понравился, я согласился. Но мы долго не могли начать. Лишь год назад Вася позвонил: «Коля, будем снимать «Медного всадника...». И началась подготовка. Вася потрясающе читал стихи Пушкина, Дениса Давыдова, Гены Шпаликова, захватывающе рассказывал истории, связанные с нашим государством. Ливанов создал в группе ту высокую творческую атмосферу, в которой рождалось это кино. Работа принесла огромную радость. Жаль, время быстро пролетело и съемки уже закончились. Премьера в этом году. Я уже говорил, что все мои фильмы о любви к чему-нибудь. Этот — о любви к нашей великой истории.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог