На бреющем «Полёте» в эфир телеканала ТНТ в начале этой недели ворвался проект Петра Тодоровского-младшего: это его режиссерский дебют. Многие кинокритики заранее скептически относились к работе, однако осенью 2020 года «Полёт» получил главный приз фестиваля Serial Killer в Брно. Это достаточно авторитетная награда для того, чтобы эксперты обратили внимание на судьбу сериала в России.
В основе сюжета «Полёта» — загадочная история коллег, которые отправляются в командировку. Среди них – хамоватый (и даже слишком) юрист, интроверт-писатель из финансового отдела, скромница в рубашке, застегнутой на все пуговицы, нарумяненная кокетка в поисках достойного жениха. За час до вылета герои понимают, что последняя ошиблась адресом, сообщив водителю название аэропорта. Вместо Внукова коллеги приезжают в Шереметьево. Не лететь в командировку – нельзя. В то время, как лидер компании (герой Никиты Ефремова) пытается купить новые билеты, остальные узнают из новостей по ТВ, что борт, на котором они должны были лететь, разбился. Это событие влечёт за собой резкие перемены в жизни персонажей. Так начинается сериал, и по картинке, и по сценарным поворотам удивительно напоминающий не наш, а западный проект. Но на экране – «это все мое, родное». Сплошь знакомые лица: Оксана Акиньшина, Юлия Хлынина, Никита Ефремов и Михаил Ефремов, Павел Табаков, Евгения Добровольская. Актерский состав, согласитесь, «заряжен на успех». Но только ли на это делал ставку Тодоровский-младший? Похоже, нет.
Невооруженным (в отличие от некоторых героев сериала) взглядом видно, что отдельные сцены удивительно напоминают до боли знакомые кадры из мировой классики. В том числе речь идет о фильмах Квентина Тарантино. Самым «говорящим», наверное, можно назвать эпизод, в котором герой Никиты Ефремова танцует в роскошной просторной квартире – пьяненький, в дорогом пиджаке и с револьвером в руке под музыку, на что-то очень похожую. Ну чем не Траволта? Таких сцен на протяжении первых серий – несколько. И знаете, почему это вовсе не страшно, раз уж мы равняемся на заграничных гениев? Сам Квентин не раз признавался: «Я ворую идею абсолютно из каждого фильма, который посмотрел».
Однажды на режиссера «Криминального чтива» подал в суд сценарист Дэннис Хантер, обвинив его в плагиате. Мужчина посчитал, что Квентин использовал его идею при съемках культового фильма «Убить Билла».
Сценарист рассказал, что в 1999 году он послал на студию Miramax сценарий фильма, герой которого Рэн в детстве стал свидетелем убийства матери. Он утверждает, что идея была впоследствии использована кинопродюссером Харви Вайнштейном и Квентином Тарантино. Речь идет об одном из главных персонажей ленты — О Рэн Иши, которую сыграла Люси Лью. Ее героиня в детстве стала свидетелем жестокого убийства своей матери.
Известно, что ранее Хантер пытался устроиться на работу на студию Miramax, которая занималась съемками обеих частей кинокартины «Убить Билла». Но, по словам самого Хантера, ему «даже ни разу не перезвонили, хотя множество евреев и белых людей, претендовавших на ту же позицию и обладавших более низкой квалификацией, получали одну должность за другой».
Но все это длинное, как фильмы Квентина Тарантино, лирическое отступление от «Полёта» Тодоровского-младшего. Откуда бы ни были позаимствованы идеи отдельных эпизодов сериала, режиссер – вовсе не профессиональный «киновор в законе», а человек, который заставил огромное количество зрителей впервые за долгое время смотреть сериал по телевизору, а не только на платформе. Смирившись с короткой рекламой каждые десять минут и с тем, что на кухню за бутербродом бежать некогда – вдруг пропустишь что-то важное. Так что сиди и смотри: есть, ради чего.