Дмитрий Нагиев: «Про меня говорили: «Будьте аккуратнее с ним — это совершенный дурак»

Актер рассказал о молодости в бандитском Петербурге, взлетах и падениях, изменчивой зрительской любви и отношении к славе.
Наталья Николайчик
|
25 Февраля 2016
Дмитрий Нагиев
Дмитрий Нагиев в сериале «Физрук»

«Читал я весьма эксцентрично: падал на пол, бился, полз, взлетал ангелом, прятался ужиком за стульчиками. Это вызвало недоумение у всей группы. Когда я вышел, за моей спиной перешептывались. Мне кажется, я знаю примерный текст: осторожнее с ним, может броситься», — вспоминает Дмитрий Нагиев.

— Вы, как терминатор, стремились к своей цели. Единственный в России артист, кто смог с параличом лицевого нерва добиться невероятной популярности. Причем вы добивались ее несколько раз. В 90-х смешнее сериала «Осторожно, модерн!», а потом вашего Задова на телевидении ничего не было. Очень популярным еще было шоу «Окна». Но когда эти проекты один за другим закрыли, вам пришлось начинать все сначала...

— Популярность во время «Окон» была дикая. Даже на «Кинотавре», где, казалось бы, одни звезды, я не мог выйти совсем, у меня дежурили под балконом круглосуточно. Какое-то помешательство! Но и «Окна» закрыли в одночасье, практически на самом взлете. Мы чуть-чуть накренились вниз, и «Окна» тут же прихлопнули. Закончился съемочный день, и мне сказали: «Да, кстати, Дима, завтра можешь не приходить!» Не через две недели, а завтра. Был тяжелый момент, остаться с кредитом на квартиру и с рухнувшими в очередной раз надеждами на будущее... Что-то подобное было, когда семью годами раньше, в 98-м, закрыли «Осторожно, модерн!», потому что наступил кризис.

— Практика показала, ваши на­дежды на будущее рухнули тогда явно преждевременно. А как вы вообще решили стать артистом?

— В шесть лет посмотрел фильм «Ставка больше, чем жизнь», меня впечатлил Клосс, и я захотел стать или разведчиком, или артистом. Бабушка тут же из своих носков сшила мне черные разведческие перчатки. Эта мечта жила во мне до 18 лет, пока меня не поставили у развилки: либо в тюрьму, либо в армию — я попался на фарцовке. В армии желание стать разведчиком умерло. А артистом — усилилось.

— Вы как-то рассказывали, что прочитали все книги в солдатской библиотеке.

— Да. Я читал все подряд. И выписывал понравившиеся отрывки с прицелом на приемные экзамены в театральный институт. Набралось две тетради по 48 листов, исписанные мелким корявым почерком сына ашхабадского подданного. Когда я вошел в здание института, на мне был военный китель (пока я служил, все мои гражданские вещи сносил младший брат), а в его кармане лежали те две тетради. Минут через пятнадцать я отлучился пописать. Спокойно оставил китель. Вернулся — а тетрадки украли. Интеллигентное место, храм культуры… Китель остался, а заготовок нет! Дальше я поступал буквально на таланте, на том, что сохранилось в голове. Я читал такие вещи, которые не читал никто. И сейчас начинаю сомневаться, были ли они написаны.

Дмитрий Нагиев с Людмилой Гурченко
«У Людмилы Марковны было абсолютное чутье на молодость, на талант, на дерзость. Она была дико смешной и бесстрашной» С Людмилой Гурченко на съемках сериала «Осторожно, Задов!». 2005 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Например?

— Например, отрывок из «Везде и нигде». Вы слышали о такой книге?

Нет.

— И я нигде больше ее не встречал. Но в армейской библиотеке она мне попалась. Может быть, радиоактивный угар, исходящий от «Межи» — так мы называли ракетный комплекс нашей части, — в моих девичьих снах вселил в меня веру, что эта книга существует. Но я поступал именно с отрывками из этой книги. Читал весьма эксцентрично: падал на пол, бился, полз, взлетал ангелом, прятался ужиком за стульчиками. Это вызвало недоумение у экзаменационной группы. В первый день там был только Александр Иванович Романцов, заслуженный артист России, человек уровня Николсона… Блистательный актер, который сгубил себя своим отвратительным характером. Сейчас его, к сожалению, нет в живых. И он смотрел в глаза, не понимая, что происходит: худой сержант прячется за стульчиками, молится Богу, бьется головой об пол…

Я очень удивился, что прошел на следующий тур. Там уже сидел Владимир Викторович Петров, который набирал курс. Когда я вышел, Романцов ему что-то долго шептал на ухо. Мне кажется, я знаю примерный текст: будь аккуратнее, это совершенный дурак. Может броситься. Вот смотрите, сейчас опять начнет челом бить, читать отрывки из несуществующих произведений. Ситуация была для меня почти безнадежная — конкурс около 200 человек на место. Не имея блата, но имея дырку на военных штанах, даже 60 человек на место — это уже катастрофа. Но я стал единственным, кто поступил с первого раза на курс. Это какое-то было наваждение, барабан случайных цифр.

— А почему после такого блестящего поступления через год все стало так плохо, что руководитель курса сказал, в общем, страшные слова?

— «Я тебя пойму, если 1 сентября ты не придешь». Это был приговор. Петров был человеком мягким и никого не выгонял. Но подталкивал… По идее, его слова можно приравнять к приказу об уходе. Я был страшно зажатым. Я никогда не занимался в художественной самодеятельности, не читал стихи на табуретке. На моем зажиме многие педагоги оттачивали свое остроумие. Педагог по сценическому движению Кирилл Николаевич Черноземов говорил: «Вот Нагиев — наш русский Гамлет. Но если приглядеться, видно, что над человеком прапорщик надругался». Из-за переживаний лето для меня было тяжелым, прямо «добро пожаловать в ад»… Но 1 сентября я все же в институт пришел. И как-то потихоньку пошло…

Дмитрий Нагиев с женой Алисой Шер и сыном Кириллом
«У меня была семья, и я хотел, чтобы ребенок ел фрукты, а жена носила новые, а не штопаные колготки. Поэтому в театр, где зарплаты были ненамного больше стипендии, я не пошел» С женой Алисой Шер и сыном Кириллом. 1990-е гг.
Фото: Фото из личного архива Дмитрия Нагиева

Я все равно не был подарком, но благодаря тому же Черноземову проходил экзамены по вокалу, к которому у меня не имелось абсолютно никаких способностей. Черноземов был главный педагог по сцендвижению института и сидел в комиссии на других экзаменах. Я все четыре года пел на экзамене: «Шупе, шупета, твердим повсюду песню эту, шупе, шупета...» — и при этом странно двигался. Эти движения рождались от страха, но благодаря им и поддержке Черноземова я не завалил ни одного экзамена по вокалу. Он меня всегда защищал.

Как-то так сложилось, что я, Игорь Лифанов и Леша Климушкин (исполнитель роли олигарха Сильвестра Андреевича в сериале «Универ») стали со временем лучшими студентами и даже награждались за это поездками на Валаам. Наша тройка делала дико смешные капустники. Мы были единственными студентами, которых звали выступать в БКЗ «Октябрьский», и мы этот зал «рвали»!

— Вы ведь в кино стали сниматься еще студентом.

— Но это были всего лишь эпизоды! Я с однокурсником и другом Игорем Лифановым снимался у замечательного режиссера Виктора Титова в фильме «Дитя». Мы зарабатывали по 15 рублей за каждый съемочный день. Сколько дней работали — не знаю, но получили астрономическую сумму. Я чуть с ума от счастья не сошел и сразу поехал в ломбард и купил там жене черный спортивный костюм.

— Но у вас, наверное, много разных заработков было?

— Если попытаться восстановить очередность моих работ, то выйдет довольно печальная кривая. Сначала я был грузчиком на почте. Приезжала машина, и я из машины кидал внутрь помещения коробки: большие, маленькие. Потом меня уволили оттуда, потому что рассыпалась одна коробка, и я украл из нее тапочки. Красивые были тапки. До сих пор с отцом носим. Доказать мою вину не удалось, но меня турнули. Потом меня взяли грузчиком в булочную. Это была не просто булочная, а хлебный отдел универсама. Оттуда меня тоже турнули, потому что я с батона с орехами стряхивал орехи в поддон.

— Ели?

— Нет, почему ел. Я смотрел глубже. Я их ссыпал в пакет, прятал по карманам и носил орехи домой. Сам ел, мать грызла. Брат — нет. Он тогда служил. А когда всплыло, что ореховые булки выкидываются в зал без орехов, стали выяснять и поймали меня на этом неаккуратном обращении с батонами. И турнули. Я работал дворником, мел всю улицу Профессора Попова. Потом гардеробщиком. Еще бутербродами на Дворцовом мосту торговал, в ливрее возле казино на Невском стоял.

Дмитрий Нагиев и Татьяна Васильева
«Татьяна Васильева сразу согласилась работать с нами и делала это с большим энтузиазмом, абсолютно на равных» На съемках сериала «Осторожно, Задов!». 2005 г.
Фото: Андрей Эрштрем

— Сразу после института вы по­ехали в Германию?

— Да, на два года. Но был вариант пойти в стационарный театр. Меня пригласили на просмотр в несколько петербуржских театров. Вызвали к Игорю Петровичу Владимирову в театр Ленсовета и в «Ленком», который потом переименовали в «Балтийский дом». Зарплаты там были рублей 70 или 90. Ненамного больше стипендии. Такое я не мог себе позволить. У меня была семья, и я все же предпочитал, чтобы ребенок ел фрукты, а жена под брюками носила красивые новые, а не штопаные колготки. Примерно тогда же я познакомился с ребятами из театра «Время», который гастролировал по Германии. Все ребята были где-то на десяток лет старше меня.

У них произошел конфликт, из-за которого из театра ушел Саша Половцев. Им нужна была замена, и Сашино место сразу занял я. Работа была очень тяжелой. Мы сами сидели за рулем, гнали машины с декорациями. Мой приход в театр совпал с моментом, когда там закончилась лафа. Ребята начинали, когда только открылся железный занавес, все русское и советское вызывало на Западе дикий восторг. Ты мог надеть шкуру медведя и сорвать аплодисменты в зале. На лубяном искусстве они проехали по всей Европе с бизнес-классами и проживаниями в крутых отелях. Но вскоре матрешками все наелись. Нужно было удивлять чем-то другим, а это уже тяжело. Но радовало то, что мы гонорары получали в марках. И семья была упакована прилично. Я заходил на дешевые рынки «одна марка — одна вещь» и привозил все, что было необходимо.

— Ваша актерская судьба развивалась любопытно, вы получили известность, когда, вернувшись из Германии, стали радиоведущим на радио «Модерн». Чтобы вас послушать, люди специально приезжали в Петербург из Москвы. Когда вы вели эфиры в открытой студии, перекрывали Невский.

— Да, но я же был не сам по себе. Радиостанцию создала Тамара Петровна Людевиг. Она же собрала прекрасную команду. Там работали Алла Довлатова, Гена Бачинский, Сережа Стиллавин, Сережа Рост, Алиса Шер и я. Встреча с Людевиг была очень важной: мудрая женщина, она учила не только профессии, но и жизни. Например, когда я стал довольно известным, она мне сказала: «Дима, тебя узнают. Известному человеку непозволительно ездить на «Запорожце». Подойди в бухгалтерию и возьми нужную сумму. Купишь себе приличную машину. Отдашь, когда сможешь». Так я стал ездить на «Жигулях».

Дмитрий Нагиев с Аленой Яковлевой
С Аленой Яковлевой в фильме «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». 2009 г.
Фото: Михаил Клюев

— Вы вели самые крутые первые дискотеки в 90-е… Какой была ночная жизнь в Петербурге?

— Была совершенно безбашенная ночная жизнь. Если сейчас она безбашенная от плясок с выброшенным на пол коксом, то тогда она была безбашенная на грани опасности. Все, кто сидел в ночных клубах, — это была в основном братва. Братва с девушками, братва с братвой, братва с пистолетами. И в то время выживал и закреплялся тот, кто сумел вызвать у такой жесткой публики чувство какой-то близости и «свойскости». Таким человеком оказался я. Я никогда не был подобострастен, но относился к этим людям с уважением, умел на дружбу отвечать дружбой, на доброту — добротой, на жесткость — жесткостью. И в общем, я себя достаточно неплохо чувствовал, будучи знакомым со многими представителями и даже лидерами криминального мира того времени. Большинства уже нет в живых, к сожалению. Потому что для меня они во вторую очередь были бандитами, а в первую — хорошими парнями… Это мрачное время сделало их бандитами. А так милейшие были люди.

— Были моменты, когда в тот ваш период вы серьезно рисковали? Если не жизнью, то здоровьем...

— Собираясь каждый день, каждый раз на работу, мы дома прощались, читая стихи друг другу: «И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг!» — потому что каждый выход на улицу был сопряжен с неизвестностью. И на моем веку была масса перестрелок, в которых я отползал, прячась за кустиками, или, наоборот, оттаскивал кого-то из раненых товарищей. Я бы не хотел в это углубляться, потому что для меня никакой лирики, романтики в этом нет. В молодости мне казалось, что я в своей тарелке, но оглядываясь назад сейчас, я понимаю, что ни черта в этом хорошего не было.

— Возможно, поэтому ваш герой — физрук по прозвищу Фома — так популярен, что в нашей стране много людей, которые застряли в прошлом.

— Да, много людей, не нашедших себя в сегодняшней жизни, которая, может быть, даже где-то более жесткая, жестокая, стремительная и циничная. И второй момент — это знание материала. Я рисую своего героя с конкретных персонажей, наделяя его некой судьбой, а не просто пунктирными зарисовками. Ну и давайте не будем сбрасывать со счетов мой гигантский талант, который я вкладываю в эту скромную киноработку…

Дмитрий Нагиев с Игорем Лифановым
«Как-то вышел играть «Кысю» со сломанным ребром, не понимая, как мне дышать, не то что как кувыркаться и изображать котика. Но начал играть и забыл о том, что ребро уходит куда-то в легкое» С Игорем Лифановым в спектакле «Кыся». 2011 г.
Фото: PERSONASTARS.COM

— Давайте вернемся к радио «Модерн», почему вы оттуда ушли?

— Тамара Петровна Людевиг, еще молодая женщина, сгорела от рака в две недели. Атмосфера сложилась такая, что пришлось с радио «Модерн» уйти. И мне, и Алисе. Было обидно — только стали нас узнавать, только стали ездить на наши эфиры специально из Москвы, только стали дергать на гастроли по стране, и все рухнуло в одночасье. А есть ведь нужно! Слава богу, от «Модерна» с течением времени отпочковался прапорщик Задов. Делали все серьезно. У нас была целая группа суперпрофессиональных людей. Режиссеры Аня Пармас и Андрей Балашов, Сережа Рост, который прикладывал немало усилий к написанию сценария, один из лучших питерских операторов Игорь Юров и один из лучших питерских гримеров Ирочка Кузьмина.

С нами сотрудничали большие артисты: Михаил Боярский, Александр Панкратов-Черный, Борис ЩербаковЛюбовь Полищук и Татьяна Васильева сразу согласились и работали с большим энтузиазмом, абсолютно на равных с нами. Людмила Марковна Гурченко, когда я ей предложил сниматься, согласилась не колеблясь. У нее было абсолютное чутье на молодость, на талант, на дерзость. Она была дико смешной и бесстрашной: предстала там в нелепом виде, ничего не стесняясь и при этом оставаясь сексуальной и красивой женщиной. О таких партнершах можно только мечтать!

Кстати, с Людмилой Марковной у нас были идеи делать совместный спектакль буквально с первого дня знакомства. Потом, когда «Задова...» закрыли, мы не перестали общаться, она была на моих спектаклях, в том числе и на «Кысе». Потом мы сидели в гримерке, разговаривали, смеялись. Поскольку я к ней не относился как к старшему товарищу, и она, в общем, меньше всего хотела быть похожа на учителя жизни. Мы не так много говорили об искусстве, она это не любила. Она совершенно потрясающий рассказчик. Но вот с совместным спектаклем мы не успели…

Дмитрий Нагиев с Еленой Подкаминской и Дмитрием Назаровым
«Я привык рисовать своего героя с конкретных персонажей, наделяя его некой судьбой, а не просто пунктирными зарисовками» С Еленой Подкаминской и Дмитрием Назаровым в сериале «Кухня». 2012 г.
Фото: СТС

— А вот насчет «Кыси»... Ска­жите, а были предположения, что постановка продержится так много лет и к тому же станет самым кассовым российским спектаклем?

— Думаю, любой артист мечтает об этом и надеется. За это время всякое происходило. Я и с температурой сорок приезжал играть спектакль, не мог выйти из машины, мне «скорую» вызывали. Сделают мне укол, и я еле двигаюсь по сцене, потому что температура упала до 35 градусов. Как-то вышел играть «Кысю» со сломанным ребром, не понимая, как мне дышать, не то что как кувыркаться и изображать котика. Но начал играть и забыл о том, что ребро уходит куда-то в легкое. Я очень люблю этот спектакль, и зрители его любят тоже. Ему уже больше 15 лет, а зал «Октябрьский» в Питере полон. Дух авантюризма в нас силен. 28 февраля мы попытаемся собрать шеститысячный «Крокус Сити Холл» в Москве.

— «Кыся» — долгоиграющий проект, потому что он только ваш, и никто со стороны ни при каких обстоятельствах не может его закрыть. И это очень важно, ведь в вашей карьере, как мы уже обсуждали, случалось всякое…

— Да, моя жизнь — это в принципе этапы моих "задниц".

— Как вы переживаете такие моменты?

— Отползаю в угол с готовностью провести там всю оставшуюся жизнь, обхватив волосатые коленки и рыдая. А потом проходит какое-то время, появляется Константин Львович Эрнст на белом коне, вызывает к себе и говорит: «Малыш, теперь ты будешь работать в моей команде». И малыш начинает работать и лет восемь ведет одну-единственную программу — «Большие гонки». И потом практически молниеносно, спустя восемь лет, приглядевшись к малышу, ему дают какие-то более значимые проекты, в которых он, настрадавшись по настоящей работе, начинает впахивать. Вот так вот строится жизнь.

— Но ведь был период, когда вас с вашим скандальным имиджем не рисковали даже на «Новогодний огонек» пригласить, не то что программу вести.

— Да, это было на протяжении всей моей творческой жизни, периодически звонили и говорили, что руководство практически созрело тебя пригласить в «Новогоднюю ночь». Я стирал трусики, гладил носки и уже сидел на чемоданах, но дальше звонков это не шло. И сейчас, когда я приезжаю на съемки «Новогодней ночи на Первом канале», я думаю: как хорошо, что на небе кто-то кашеварил и решил бросить щепотку и моего тоже дарования в общий котел первоканальской команды.

Дмитрий  и Кирилл Нагиевы
«Иногда мне кажется, что жизнь может пройти на съемках. Но я гоню от себя эти мысли. У меня нет другой жизни и на сегодняшний день нет возможности что-то изменить, а может, и желания. Это и хорошо, и страшно» С сыном Кириллом на вручении премии «Золотой граммофон». 2012 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Какие у вас сейчас проекты в кино?

— Только что закончились съемки третьего сезона такого эпохального полотна, как «Физрук». Съемки продолжались год, и я надеюсь, что скоро зритель увидит плоды года пахот и мучений. Полным ходом идут съемки сериала «Два отца и два сына». Я подумал: чего в стране, где запрещен итальянский сыр, кокетничать. Предлагают работать — надо работать. Это то, что касается непосредственно телевидения. Через два месяца замечательный наш российский режиссер Радда Новикова начинает съемки полнометражного фильма «Как ангел», где я путем интриг и запугиваний получил главную роль. Это философский эпос, в котором я оставляю большое место для юмора. Он об умершем человеке, которому дается какое-то время, чтобы сделать хоть что-то хорошее на земле, перед тем как его заберут в ад или в рай. И этот мот и кутила, будучи уже прак­тически ангелом, пытается за выделенные ему несколько дней исправить ошибки всей своей жизни. Надеюсь, что получится некая философская притча, надеюсь, что в ней появится кто-то из западных звезд. Мы люди не гордые, мы будем рады любой заезжей знаменитости.

— Сколько у вас сейчас вместе с телепрограммами съемочных дней в году?

— Боюсь считать. Если окажется, что меньше трехсот, для меня это будет удивление: как же так, я целых 60 дней в году отдыхал, а так спекся. А если их будет больше, то я могу просто покончить с собой, поняв, что жизнь проходит в прокуренном киновагончике с лотком кинокорма. Я сегодня снимался с Людмилой Алексеевной Чурсиной, она сказала: «Тебе не кажется, что так и жизнь может пройти?» Мне иногда так кажется. Но я гоню от себя эти мысли. У меня нет другой жизни и на сегодняшний день нет возможности что-то изменить, а может быть, даже и желания. Это и хорошо, и страшно.

Бизнес-гуру переходят в цифру: Ситников, Соколовский и Хартманн выбрали площадку для своих блогов
Раздел о бизнесе и предпринимательстве будет регулярно пополняться новыми материалами — как от блогеров с многомиллионной аудиторией, так и от начинающих перспективных авторов.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая