22 июня американская актриса Мэрил Стрип отмечает 74-летие. В ее фильмографии — порядка 80 картин, почти каждая роль претендует на самые престижные награды, а поток кинотрофеев кажется нескончаемым.
Так, Стрип — трехкратная обладательница премии «Оскар» с 21 номинацией, что является абсолютным рекордом: для сравнения, у ее ближайших «соперников» Кэтрин Хепберн и Джека Николсона — по 12 номинаций.
Помимо «Оскара», Мэрил Стрип — девятикратная обладательница «Золотого глобуса», номинированная на него 29 раз. Также она дважды лауреат премии «Эмми», лауреат премии BAFTA (из 13 номинаций — две победы), призер Каннского фестиваля и трижды призер — Берлинского.
Титулованную актрису смело можно назвать матриархом Голливуда, но как она этого добилась?
Многогранный талант Мэрил Стрип сделал ее универсальный актрисой, которой легко даются как глубокие драматические роли, так и блестящее комедийное исполнение.
Диапазон персонажей Стрип огромен: она одинаково хорошо играет эксцентричную звезду Бродвея в черной комедии «Смерть ей к лицу», надменного главного редактора глянца в «Дьявол носит Prada», милую и добродушную домохозяйку в «Мостах округа Мэдисон», жуткую ведьму в «Чем дальше в лес» и талантливого кулинара в «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту».
Более того, главными женскими ролями в картинах «Мосты округа Мэдисон», «Мамма MIA!», «Простые сложности» и «Весенние надежды» она доказала, что и в зрелом возрасте актрисы могут быть интересны зрителю в качестве романтических героинь.
Завоевав славу великой актрисы, Стрип убедила Голливуд, что у женщин старше пятидесяти может быть очень успешная актерская карьера — с многомиллионными гонорарами и именем, побуждающим зрителя идти в кинотеатры с мыслью: «В этом фильме играет Мэрил Стрип. Его нельзя пропустить».
Благодаря феноменальной слуховой памяти актриса является мастером всевозможных акцентов — она не раз демонстрировала безупречное произношение с английским, ирландским, австралийским, датским, итальянским и другими прононсами. Например, в «Беспокойном сердце» ее героиня говорит с британским акцентом, в «Мостах округа Мэдисон» — с итальянским, в драме «Из Африки» — с датским, в «Выборе Софи» — с польским.
Кроме того, в детстве она училась оперному вокалу, так что участие в мюзиклах ей тоже по плечу (вспомним две части «Мамма MIA!», в которых Стрип великолепно дались бессмертные композиции группы ABBA).
Даже если постараться, вряд ли получится найти хотя бы одно пятно на репутации актрисы. Говорят, гении несчастливы в личной жизни, но Мэрил Стрип опровергает этот стереотип. Долгими десятилетиями она остается верной супругой и любящей многодетной матерью.
Ей удивительным образом удалось найти баланс между семьей и карьерой, причем сама актриса утверждает, что, если потребуется, она сделает выбор в пользу семьи, потому что родные — главное сокровище Мэрил.
Вероятнее всего, этому уроку ее научила личная трагедия. За всю жизнь актриса любила двоих мужчин (второй из них, скульптор Дон Гаммер, — уже более 40 лет ее супруг, отец ее сына и трех дочерей). Первым же был Джон Казале, актер, прославившийся благодаря роли Фредо Корлеоне в «Крестном отце».
Они встретились и полюбили друг друга в 1975 году, будучи партнерами в нью-йоркском спектакле «Мера за меру». Позднее у Джона обнаружили рак.
В тот момент Роберт Де Ниро впечатлился игрой Стрип в бродвейской постановке «Вишневого сада» и пригласил ее сыграть в драме «Охотник на оленей». Мэрил и Джон сделали это вместе, увековечив свою любовь на экране (к слову, фильм принес Стрип первую номинацию на «Оскар»).
В 1978 году Казале ушел из жизни: Мэрил оставалась с ним до самого конца. С тех пор она дала себе обещание никогда не ставить работу выше семьи, и сдержала его. Какой бы выгодный ни намечался проект, она никогда не соглашается на съемки, если для этого нужно надолго оставить семью. Режиссеры Голливуда глубоко уважают принципиальность актрисы и то, как она оберегает свои семейные ценности.
Обладательница изысканной, холодной красоты Мэрил Стрип никогда не соответствовала голливудским бьюти-стандартам. Ей удалось компенсировать отсутствие миловидной внешности своей невероятной природной харизмой и, конечно, талантом исполнения.
«Мне жаль актрис, которые строят карьеру на собственной красоте. Это худший вариант развития событий. Ведь красота не вечна, и ваша профессия вряд ли преподнесет вам подарок к старости», — замечала Стрип в интервью.
Она никогда не играла красоток, счастье и благополучие которых зависит от мужчины. В арсенале ее ролей множество сложных, несовершенных героинь, порой несимпатичных, надломленных и противоречивых.
Вполне возможно, что такая разборчивость сослужила ей добрую службу, ведь и в почтенном возрасте Мэрил — одна из самых востребованных голливудских актрис.
Впервые Мэрил Стрип была номинирована на самую престижную кинопремию в 1979 году за роль в «Охотнике на оленей». На тот момент ей было 30 лет. А через год драма о тяжелом разводе и борьбе супругов за маленького сына «Крамер против Крамера» принесла ей первый «Оскар».
Вторую золотую статуэтку она получила в 1983 году за главную роль в фильме «Выбор Софи» о женщине, потерявшей детей в лагерях нацистов.
Третий «Оскар» Стрип получила спустя целых 29 лет: киноакадемия высоко оценила ее игру в фильме «Железная леди», где актриса воплотила на экране премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.
С учетом того, что карьера Стрип еще не окончена, не удивимся, если очередная — уже четвертая по счету статуэтка — окажется в руках живой легенды Голливуда.
Во многом благодаря Мэрил Стрип мир увидел знаменитое голливудское селфи: в 2014 году на церемонии «Оскар» ведущая шоу Эллен ДеДженерес предложила актрисе сфотографироваться вдвоем, но внезапно к ним присоединились другие звезды — Брэд Питт, Анджелина Джоли, Джулия Робертс, Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс и другие. В итоге снимок, опубликованный Эллен, собрал три миллиона репостов. Тоже своего рода рекорд!